График прохождения дистанции
Как известно, сложнотехнические горные трассы, климатические условия, продолжительность гонок затрудняют соперникам сохранить равномерный темп и интенсивность езды, но к этому надо стремиться. Значительную помощь в этом оказывают график прохождения дистанции и рациональное использование передач. Равномерный вариант распределения сил наиболее эффективен на трассах, проложенных по относительно ровной местности (не в горах). Однако равномерное распределение сил непригодно при езде по трассам гонок в горной местности. В этих случаях интенсивность мышечных усилий гонщицы повышается во время преодоления подъемов (скорость передвижения при этом снижается, причем степень ее снижения тем выше, чем затяжнее и круче подъем). На спусках, наоборот, мощность работы уменьшается, а скорость увеличивается. Таким образом, на горной трассе интенсивность нагрузки и скорость передвижения постоянно меняются. Если гонка проходит в стационарных погодных условиях, то лидеры гонки преодолевают каждый круг с небольшой разницей во времени. У гонщиц высокого класса не должно быть значительных различий во время преодоления всех кругов гонки. Если они существенны, то это говорит о слабой спортивной подготовленности, но бывают и исключения, когда две или несколько гонщиц ведут сложную тактическую борьбу.
Кросс-кантри характеризуется прохождением стартового круга и первого основного круга с более высокой скоростью, чем остальных кругов дистанций. Анализ соревновательной деятельности показывает, что разница во времени прохождения первого и второго кругов составляет 30-35 с, тогда как первого и последнего кругов у гонщиков, входящих в первую десятку, - 1 мин 30 с - 2 мин (приложение 2).
Иногда разница во времени прохождения кругов дистанции может быть очень внушительной, если гонщица ведет сложную тактическую борьбу с соперником за определенное место в гонке.
Например, на втором этапе Кубка мира 2003 г. в Шотландии (Форт-Вильям) между Калентьевой и швейцаркой Барбарой Блаттер (приложение 1) шла упорная борьба за третье место. По функциональным, психологическим показателям спортсменки не уступали друг другу. Поэтому после прохождения стартового круга («loop») они оказались вместе и трассу гонки проходили, многократно изменяя скорость на протяжении всей дистанции. Естественно, постоянные попытки каждой из них оторваться от соперницы отразились на скорости прохождения кругов дистанции. Но исход борьбы за третье место решило отличное знание Калентьевой особенностей трассы.
Тщательный осмотр трассы гонки до старта позволил ей найти наиболее скоростные места прохождения сложнотехнических участков, которыми она воспользовалась на завершающем круге гонки. Одним из таких участков являлся скоростной спуск, в конце его лежало бревно, которое все гонщицы на тренировках преодолевали с велосипедом на плечах. Ее основная соперница Б. Блаттер также преодолевала бревно с велосипедом на плечах. Итак, было принято решение, что только на этом слож-нотехническом участке можно будет тактически обыграть соперницу, для чего И. Калентьевой на тренировках (вечером, когда никто ее не видел) была специально отработана техника прыжков через это бревно.
Во время гонки И. Калентьева четыре круга ехала за Барбарой Блаттер и каждый раз, как и Б. Блаттер, преодолевала бревно с велосипедом на плечах. На заключительном, пятом, круге на подъеме перед скоростным спуском Калентьева неожиданно обошла Блаттер и на высокой скорости прошла спуск, затем перепрыгнула через бревно на велосипеде, используя заранее отработанную технику. Оригинальный, своевременно проведенный тактический прием позволил ей выиграть около 22 с только на этом сложнотехническом участке, так как Блаттер не рискнула использовать этот прием. В результате Калентьева прочно заняла третье место по итогам двух этапов Кубка мира.
В большинстве гонок в кросс-кантри предполагается, что каждый гонщик участвует как индивидуал и вся тактика направлена на достижение индивидуального результата. Но в кросс-кантри есть борьба и между командами. Здесь применяется тактика групповых шоссейных гонок.