Индивидуализация спортивной подготовки

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей одним из резервов дальнейшего спортивного совершенствования выступает индивидуализация спортивной подготовки, основанная на глубоком изучении качественного своеобразия одаренности и структуры подготовленности каждого выдающего спортсмена, поиске и применении наиболее эффективных, свойственных только ему средств и методов подготовки. Решение этой сложной задачи проявляется в рациональном использовании природных задатков конкретного спортсмена и сокращении объема работы той направленности, которая не оказывает существенного влияния на дальнейшее развитие его функциональных возможностей. Перед тренерами и спортсменами возникает достаточно противоречивая проблема: реализовать в подготовке спортсмена все закономерности спортивной подготовки, использовать наиболее эффективные средства и методы, но в таких сочетаниях и соотношениях, которые позволили бы ему максимально развить свои природные задатки.

Наряду с широким применением максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок, увеличением соревновательной практики большое внимание на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей уделяется различньм приемам, облегчающим или затрудняющим условия выполнения тренировочной работы. К ним относится изменение внешней среды, создание с помощью тренажеров «искусственной управляющей среды», лидирование, дыхание через увеличенное мертвое пространство, тренировки в условиях среднегорья.

Изложенные специфические принципы и подходы, направляющие учебно-тренировочный процесс в спорте высших достижений, представляют собой исходные ориентиры для оптимального программирования и организации учебно-тренировочной деятельности.