Неблагоприятные погодные условия

Тренировки и соревнования часто проходят при неблагоприятных погодных условиях (в дождь, в жару), что требует от гонщицы дополнительных волевых усилий.

Бывают случаи, когда гонщице приходится ехать, превозмогая боль из-за травмы, полученной в ходе гонки, когда требуются огромные волевые усилия, чтобы заставить себя забыть об этой боли и продолжать гонку до конца.

В качестве примера можно привести случай, когда российская гонщица И. Калентьева, принимая участие на очередном этапе Кубка мира, проходившем в Канаде в горах Grouse Mountain на высоте 2200 м на размокшей от дождя трассе, в самом начале гонки получила серьезную травму коленного сустава. Специалисты считают, что при такой травме невозможно продолжать тяжелейшую гонку в горах с длительными подъемами различной крутизны. Но И. Калентьева, вопреки этому мнению, проявила невероятные волевые усилия, не сошла с трассы и закончила гонку, заняв шестое место.

Наряду с этим другая сильнейшая гонщица России А. Епифанова не смогла выдержать психологическое воздействие неблагоприятных погодных условий гонки и вызванных в силу этого трудностей с прохождением сложнотехнических участков трассы и сошла с дистанции.

Необходимость не теряться при возникновении внезапных и неожиданных ситуаций (например, при применении соперницей ранее не известных технических или тактических приемов), сохранять спокойствие и проявлять способность к быстрой ориентировке и мгновенной корректировке своих действий в соответствии с изменившимися условиями также является одной из трудностей, часто встречающихся в соревновательной деятельности гонщиц кросс-кантри. К примеру, на Чемпионате Европы 2003 г. И. Калентьева за 3 км до финиша в середине тяжелого затяжного подъема атаковала испанку Маргу Фуяну и обошла ее. Для испанки это было неожиданностью. Она полагала, что у российской гонщицы не осталось сил для дальнейшей борьбы, поскольку та почти всю дистанцию гонки еле-еле держалась за ней. М. Фуяна не была подготовлена к такому повороту событий, не сумела вовремя перестроиться и заставить себя бороться до конца. В результате она проиграла И. Калентьевой около 2 мин на оставшемся небольшом отрезке дистанции гонки.

--

Один из моментов психотактической борьбы между М. Фуяной и И. Калентьевой

Подчеркивая значимость волевой подготовленности, следует отметить, что успешное преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе физической, технической и тактической подготовленности гонщицы. Всякое волевое действие требует максимальных мышечных усилий. А это невозможно без соответствующего общего и специального физического развития, технического и тактического мастерства. Как бы ни хотела гонщица выиграть гонку, какие бы волевые усилия она ни проявляла по ходу соревнования, она всегда на финише будет в числе последних, если ее мастерство находится на низком уровне. Только при равном уровне физической, технической и тактической подготовленности гонщиц более высокая волевая подготовка одной из них позволит ей одержать победу.

Для развития волевых качеств, направленных на преодоление объективных трудностей, необходимо, чтобы занятия включали в себя различные по своему содержанию трудности.

Степень соответствующих трудностей следует повышать постепенно, помня, что на каждом этапе физической, технической и тактической подготовки они должны соответствовать уровню спортивной подготовленности гонщиц.

Вместе с тем нагрузка, уже переставшая быть для гонщицы по своему объему, интенсивности и другим компонентам сложной и психологически трудной, утрачивает свое значение для воспитания волевых качеств, так как не требует от нее проявления максимальных волевых усилий.

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмены и тренеры для дальнейшего развития адаптационных возможностей организма вынуждены применять более жесткие тренировочные режимы, выполнение котрых связано с проявлениями таких волевых качеств, как целеустремленность, терпеливость и настойчивость. В частности, одним из таких режимов является выполнение специализированных упражнений в рамках повторно-переменного метода, предусматривающего прохождение все возрастающих отрезков дистанции с соревновательной скоростью и постепенно уменьшающимися интервалами отдыха.

Проявление волевых усилий связано и с преодолением субъективных трудностей. В их основе лежит отношение гонщицы к объективным условиям тренировочной и соревновательной деятельности в кросс-кантри. Поэтому характер в большей степени зависит от индивидуальных особенностей спортсменок: свойств темперамента, черт характера, особенностей направленности, которые обуславливают индивидуальное своеобразие психического отражения цели, задач, содержания, условий и результатов спортивной деятельности.

Наибольшее внимание необходимо уделять преодолению отрицательных эмоциональных состояний страха, оказывающих негативное влияние на реализацию гонщицей достигнутого уровня спортивного мастерства. Переживания страха в ее различных формах (страх падения на виражах, скоростных спусках, боязнь сильных соперниц и т. д.) не связаны непосредственно с объективными особенностями соревновательных действий, а вызваны особенностями отношения к ним, возникшими в результате предшествующего личного неудачного опыта их выполнения. Эти отрицательные эмоции очень сильны и даже после однократного возникновения надолго сохраняются в памяти гонщицы, отрицательно влияя на последующие ее старты.

К примеру, одна из гонщиц во время стартового ускорения «притерлась» передним колесом к заднему колесу велосипеда впереди едущей гонщицы и попала в «завал». Получив небольшую травму, она долгое время боялась ехать в середине группы и соприкасаться близко со своими соперницами.

Переживание страха перед сложнотехнической трассой становится более выраженным, если гонщица предварительно не ознакомилась с ней.

К субъективным трудностям относятся также чрезмерно болезненные реакции гонщицы на неудачные выступления в гонках. У многих спортсменок при неудачах вместо стремления изучить ее причины, понять ошибки и т. д. возникает желание совсем бросить спорт. Такие неблагоприятные субъективные реакции на поражение являются, по мнению специалистов, одной из главных причин отсева начинающих гонщиц.