Общая характеристика процесса управления спортивной тренировкой

Тренировочные и соревновательные нагрузки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей приближаются к своему пределу. Резервы дальнейшего роста спортивных результатов связываются уже не с освоением спортсменами еще больших объемов тренировочной работы, а с совершенствованием ее качественных характеристик, оптимизацией ее содержательной стороны.

Современная спортивная тренировка высококвалифицированных спортсменов представляет собой специально организованный, управляемый посредством педагогических воздействий процесс развития подготовленности спортсмена, направленный на достижение максимально возможного спортивного результата.

Наблюдаемое в последние годы существенное углубление теоретических знаний и представлений о специфических закономерностях процесса становления спортивного мастерства позволяет осуществить переход к программно-целевому подходу в организации тренировки.

Под программированием понимается упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Внимание специалистов при этом сосредоточивается в первую очередь на определении конкретных целевых задач. Содержание этих задач учитывается при разработке конкретных программ тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающих их успешную реализацию.

Управление тренировочным процессом на основе программно-целевого подхода включает в себя ряд последовательных шагов:

1) прогнозирование спортивных результатов на главных соревнованиях и определение задаваемой величины их прироста в рамках структурной единицы тренировочного процесса (макроцикла);

2) определение модельных характеристик соревновательной деятельности, уровня подготовленности функциональных систем организма, обеспечивающих запланированный прирост результатов;

3) программирование и практическую реализацию тренировочного процесса с учетом рассогласования между заданными модельными характеристиками и индивидуальными характеристиками конкретного спортсмена на данный момент подготовки;

4) комплексный контроль совершенствования соревновательной деятельности, повышения уровня подготовленности оптимизации ее структуры;

5) внесение коррективов в тренировочный процесс конкретного спортсмена с учетом данных комплексного контроля.

Под понятием «модель состояния спортсмена» понимается совокупность переменных показателей, где структура отображает состояние организма спортсмена на конкретном этапе подготовки и позволяет судить о результативности его деятельности. В качестве компонентов модели обычно рассматривают те факторы, которые определяют уровень спортивных результатов.

В работах Ю. В. Верхошанского, В. В. Кузнецова, А А Новикова (1976), Н. В. Мотылянской (1979) сформулированы основные требования, которым должна соответствовать модель спортсмена. Она должна:

• носить вероятностный характер и предусматривать допустимые изменения элементов модели, возможность их взаимной компенсации;

• отражать динамику развития подготовленности на различных этапах тренировочного процесса;

• быть достаточно обобщенной, чтобы обеспечиваться определенным числом переменных показателей, но в то же время не настолько абстрактной, чтобы возникало сомнение в ее практической полезности;

• быть физически и психологически реальной, допускать проверку истинности в тренировочной и соревновательной деятельности;

• приводить к планируемым количественным и эвристическим результатам в условиях ограниченного времени, затрачиваемого на решение задач;

• выводить на соответствующие уровни управления решение методических вопросов, находящихся в компетенции тренера.