Опорно-двигательный аппарат
Посадка велосипедиста на шоссейных гонках обеспечивает равномерное распределение усилий мышц нижних и верхних конечностей на опорно-двигательный аппарат, развиваемых во время педалирования. Это позволяет велосипедисту-шоссейнику более эффективно реализовать свои потенциальные возможности в ходе преодоления дистанции, так как ему приходится только педалировать. Никогда гонщик, участвующий в шоссейных гонках, не будет бегать, прыгать через препятствия с велосипедом на плечах, преодолевать сложнотехнические спуски бегом, спрыгивать с велосипедом на плечах с отвесных спусков, преодолевать подъемы в дождливую погоду бегом с велосипедом, так как педалирование невозможно из-за пробуксовки колес. Соревновательная деятельность показывает, что гонщики высокого класса при лидировании в гонке стараются опасные спуски (скользкие корни деревьев, острые камни в дождливую погоду) преодолевать с велосипедом на плечах, с тем чтобы обезопасить себя от травм, а велосипед от проколов шин и технических поломок, так как в случае технической неисправности даже лидирующий гонщик вынужден будет сойти с дистанции. Например, на Чемпионате мира в 2002 г. в г. Капрун (Австрия) во время гонки шел сильный дождь. Трасса проходила в горах и была очень опасной. Вследствие этого из 115 участниц гонку закончили только 38 из-за травм и поломок велосипеда. Российская гонщица И. Калентьева на этих соревнованиях первые два круга шла на третьей позиции. На третьем круге она пыталась проехать опасный скользкий каменистый спуск (до этого первые два круга она преодолевала его бегом с велосипедом на плечах), но произошло падение, которое привело к поломке заднего переключателя скорости и вынудило ее сойти с дистанции. Хотя она могла претендовать на призовое место на чемпионате мира, так как функционально была отлично подготовлена.
Поэтому гонщику в кросс-кантри для избежания различных технических поломок велосипеда, травм, получаемых в результате преодоления на велосипеде сложнотехнических участков и др., приходится, особенно в дождливую погоду, 3-15 % дистанции преодолевать не на велосипеде, а бегом, иногда буксируя велосипед, а иногда транспортируя его в зависимости от характера преодолеваемого бегом сложного и опасного участка трассы.
При анализе динамографической структуры бега было установлено, что в момент соприкосновения ноги бегуна с массой тела в 70 кг с опорой возникает усилие в 185-200 кг, а если гонщик спрыгивает со скалы или бежит с велосипедом на плечах, то его опорно-двигательный аппарат испытывает еще большие критические усилия. Переключение с педалирования на бег и обратно также приводит к различным перегрузкам опорно-двигательного аппарата. Ноги шоссейников не испытывают такой огромной разноструктурной нагрузки, как ноги гонщиков, специализирующихся в кросс-кантри, так как масса тела шоссейников во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилие прикладывается в следующих точках: кисти рук, локти, таз, стопы ног. Вертикальные и горизонтальные составляющие усилий стопы при педалировании в 4-4,5 раза меньше, чем величина переднего толчка при беге. Если на шоссе гонщик каждый спуск, особенно крутой, проходит не вращая педали, передвигаясь с огромной скоростью и при этом отдыхает, то в кросс-кантри сложнотехнические спуски требуют от гонщиков затрат как психических сил (страх падения, получение травмы и т. д.), так и физических (например, преодоление спуска бегом). Немаловажное значение имеет и то, что в шоссейных гонках от 42 до 62 % времени оборота педалей мышцы нижних конечностей находятся в состоянии расслабления (табл. 2).
В связи с тем, что соревновательная деятельность кросс-кантри предполагает не только езду на велосипеде, но и легкоатлетический кроссовый бег при преодолении различных опасных сложнотехниче-ских участков трассы, в подготовке гонщиков применяется сравнительно большой объем легкоатлетического бега, чем у гонщиков-шоссейников (табл. 3). Кроме того, некоторые сильнейшие гонщицы мира используют бег в качестве восстановительного средства после тяжелых гонок (чемпионка мира 2002 г. и победительница Кубка мира 2003 г. норвежка Гунн-Рита Дахл после соревнований практикует легкоатлетический бег вместо восстановительной езды на велосипеде).
Таблица 2. Продолжительность периода расслабления мышц нижних конечностей у велосипедистов при педалировании, % (E.F. Coyle, 1991)_
Мышцы |
|
Прямая бедра |
42,3 |
43,0 |
Двуглавая бедра |
41,5 |
43,0 |
Передняя большеберцовая |
35,3 |
48,8 |
Внутренняя широкая |
41,5 |
48,0 |
Икроножная |
50,7 |
50,0 |
Камбаловидная |
58,2 |
57,0 |
Таблица 3. Параметры выполняемых годовых нагрузок (женщины)
Виды спорта |
Велосипед, км |
Кроссовый бег, км |
Шоссейные гонки |
25 000 |
324 |
Кросс-кантри |
19 000-20 000 |
2200-3000 |