Примерное недельное планирование подготовки к гонке категории А
1. Шесть дней до гонки. В этот день проводится активный день отдыха, посвященный малоинтенсивной езде на шоссе при пульсе до 130 ударов в минуту в течение часа для стимулирования восстановительных процессов в организме гонщика, так как в воскресенье была высокоинтенсивная соревновательная нагрузка. Этот день можно посвятить различным упражнениям на растягивание мышц, но нужно исключить различные силовые упражнения, так как не время нагружать мышечную ткань или пытаться поддержать качество силы. Если гонщик чувствует себя особенно утомленным после интенсивной тренировки или соревнования в воскресенье, то лучше отменить тренировки и полностью отдыхать.
В понедельник и каждый день перед гонкой спортсмен должен следить за режимом питания. Из-за сокращенного объема тренировок гонщику необходимо меньшее количество калорий, поэтому он должен исключить тенденцию есть столько же, как и в другие периоды спортивной подготовки. Иначе к концу недели он наберет лишние килограммы за счет жировых отложений. Поэтому он должен принимать пищу с калорийностью, соответствующей уровню тренировочных нагрузок.
2. От трех до пяти дней до гонки. Если гонка будет в воскресенье, то период подготовки будет проходить во вторник, среду и четверг. В этом периоде отдых является самой важной составной частью подготовки, но необходимы также и высокоинтенсивные усилия. Чувство вялости в день гонки может быть результатом нескольких тяжелых тренировок в неделю. Исследования ученых показали, что умеренное и последовательное уменьшение высокоинтенсивной нагрузки в период сужения приводит к большей спортивной готовности, чем полный отдых или легкие малоинтенсивные тренировки. Причина заключается в том, что отдых после интенсивной работы позволяет восстановить запасы гликогена, увеличить уровень аэробных энзимов, повысить объем крови и дает возможность восстановиться поврежденным мышечным тканям.
Скоростные качества и силовые способности теряются, когда уменьшается тренировочная нагрузка, поэтому поддержание этих качеств должно быть главным в недельный период перед основной гонкой. Надо как минимум провести во вторник и четверг скоростно-силовые тренировки. Во вторник проехать четыре-пять кругов трассы, а в четверг - два круга в соревновательном темпе. Непосредственно перед стартом (в субботу) проехать часть дистанции в очень высоком темпе, а в день гонки - сильно размяться. В эти дни наиболее эффективны кратковременные взрывные интенсивные ускорения с последующим длительным восстановлением. Другими видами тренировок являются 90-секундные отрезки, проводимые с соревновательной интенсивностью. Гонщик проделывает эту работу до гонки каждый день. Если гонка в воскресенье, то гонщик делает во вторник пять ускорений по 90 с, в среду - четыре ускорения по 90 с, в четверг - три ускорения с трехминутным восстановлением после каждого ускорения. Эта тренировочная работа не утомительна, и к следующему дню наступает полное восстановление. Хотя эта тренировочная работа по длительности и интенсивности не длительна, она не только поддерживает специфическую соревновательную готовность гонщика, но и усиливает ее.
3. За два дня до гонки. День активного отдыха. В этот день надо делать все, что может отвлечь гонщика от мыслей о предстоящей гонке и даст спокойствие и расслабление. Но если на трассе гонки есть очень сложные технические участки, то в этот день следует попрактиковаться в их преодолении и еще раз внимательно просмотреть трассу гонки, при этом найти наиболее скоростные и безопасные варианты ее прохождения.
4. За один день до гонки. В этот день проводится последняя тренировка перед гонкой, и она должна проходить в то же время, что и предстоящая. Гонщик должен проехать один круг гонки с небольшой интенсивностью, но выполнить три-четыре спринтерских ускорения в пологий подъем 300-350 м с соревновательной скоростью для «открытия» и вентиляции легких. Если трасса гонки достаточно изучена, можно попрактиковаться над процедурой проведения разминки. Репетиция всех деталей завтрашней разминки (когда, где, как и как долго) направлена на то, чтобы в день гонки все проходило без проблем. Разминка должна проходить с достаточной интенсивностью для поддержания соревновательной готовности, с тем чтобы вы не чувствовали некоторой вялости в день гонки. Не суетитесь в этот день. Оставайтесь спокойными и собранными, не позволяйте чему-либо вымотать и измучить вас. Ни физическая, ни психическая энергия не должна тратиться. Очень полезен в этот день массаж, способствующий расслаблению.
5. День гонки. Если гонщик тщательно готовился в течение недели, то ничто не должно помешать его хорошему выступлению. Уверенные и сконцентрированные деловые манеры гонщика с момента пробуждения до начала гонки являются важным фактором успеха. Гонщик приезжает на гонку пораньше, чтобы без суеты пройти маркировку велосипеда и самое главное - провести разминку, которая служит:
1) профилактикой при возможных травмах;
2) средством повышения возбудимости организма спортсмена (повышенная возбудимость при выполнении скоростной работы способствует увеличению ее эффективности);
3) средством повышения уровня обменных процессов перед стартом.
Если гонщик чувствует себя хорошо, то правильная тактика и трезвый расчет помогут ему удачно выступить. Если он хочет выиграть гонку, то ведет ее с умом, в соответствии с разработанным планом. В гонке всеми силами старается держаться в лидирующей группе, чтобы удобнее наблюдать за перемещениями своих основных соперников.