Производство велосипедов

Вскоре в конце 70-х Майк Синьярд, занимавшийся производством велосипедов, начал массовый выпуск горных велосипедов. И когда в велосипедных магазинах они появились в продаже, стали устраивать гонки, которые организационно были на более высоком уровне, чем соревнования, проводимые энтузиастами, где каждый был одновременно гонщиком, и судьей, и организатором.

В 1983 г. образовалась национальная ассоциация велосипедистов, занимающихся маунтинбайком (NORBA). Были приняты правила соревнования, они оказались простыми по сравнению с правилами шоссейных и кроссовых гонок. Тон в принятии правил соревнований задавали сильнейшие гонщики Америки Дон Мирах, Нед Оверенд, Джон Томак. Они говорили, что правила должны быть такими, чтобы все гонщики во время гонок были в равных условиях, где каждый гонщик мог использовать только один велосипед, не получая какой-либо технической помощи извне. И невольно основной принцип первых изобретателей горных велосипедов «сделай сам» косвенно перешел в основное правило соревнований в маунтинбайке. Поэтому проколы шин, технические неисправности, возникающие во время гонок, согласно новым правилам гонщик обязан был устранять сам. Тому, что Дон, Нед и Джон хотели внедрить альтернативный вид велосипедных гонок по бездорожью, были веские причины, связанные с их участием в Европе в гонках по велокроссу. В 1981 г. они были приглашены на родину велокросса - в Швейцарию на международные соревнования. В то время велокросс был очень популярен в Европе, особенно в Бельгии, Голландии, Англии. В Америке он в те годы был окутан ореолом таинственности, и раскрыть эту полную тайн велосипедную дисциплину в Европу прибыли Дон, Нед и Джон - сильнейшие «вседорожники» Америки (так они тогда себя называли). Они хотели показать европейцам, как надо гоняться по бездорожью. Бесспорно, они обладали превосходной техникой езды по сложнейшим кроссовым трассам и надеялись, что кто-нибудь из них будет призером на швейцарских гонках. Но судьба распорядилась иначе: никто из них не сумел преодолеть дистанцию до конца. И не потому, что они были плохо подготовлены к гонкам, а потому что правила соревнований по велокроссу разрешали гонщику после каждого круга менять велосипед не только из-за технических проблем, но и из-за того, что он облеплен грязью, особенно в дождливую погоду. А пока гонщик ехал следующий круг гонки, механики мыли его грязный велосипед, и на следующий круг гонщик отправлялся на чистом, смазанном велосипеде. Американцы же привезли с собой на гонки по одному велосипеду и приехали без механика. Погода была дождливой, глинистая трасса сильно усложняла гонку. После прохождения первого круга механики гонщиков поменяли грязные велосипеды на чистые, а Дон, Нед и Джон продолжали гонку на своих тяжелых из-за налипшей грязи велосипедах, колеса которых почти не крутились. И если в начале гонки они ехали в лидирующей группе, то после второго круга уже оказались среди самых слабых гонщиков. Собственно, это было для них уже не гонкой, а мучением, которое и заставило их сойти с дистанции.

Возвращаясь разочарованными в Америку, горячо обсуждая неудачу в гонке, они, сами того не замечая, придумывали новые, как они считали, справедливые правила для гонок по бездорожью: никаких механиков, никакой технической помощи и только один велосипед на всю гонку. Свои доводы они аргументировали тем, что не каждый гонщик может позволить себе иметь механиков и несколько дорогостоящих велосипедов высокого качества.

Правила были приняты, согласно которым также необязательно было иметь лицензию гонщика, можно было участвовать в соревнованиях в любой спортивной форме и даже в обрезанных по колено джинсах.

Желающий соревноваться мог купить велосипед и шлем в субботу, а в воскресенье уже участвовать в гонках. Это было невозможно ни в одном виде велосипедной специализации. Такая доступность к участию в соревнованиях привлекла огромное количество желающих. Начался настоящий соревновательный бум, и за очень короткое время этот вид велосипедного спорта стал самым популярным в Америке, а впоследствии и в Европе. Гонки сначала щедро спонсировались фирмами-производителями велосипедов, компонентов к ним, фирмами, производящими спортивную форму и обувь. Затем широкое освещение соревнований средствами массовой информации привлекло к спонсированию соревнований крупнейшие компании, выпускающие автомобили «Вольво» и видео- и радиоаппаратуру «Грундиг».