Современные тенденции развития маунтинбайка в мире

Маунтинбайк бурно развивается. Совершенствуются не только велосипеды и компоненты к ним, методика подготовки спортсменов в специализации «кросс-кантри», но и сама система соревнований. Особенно большие изменения в последние годы внесены в правила проведения гонок.

Основные принципы маунтинбайка: «сделай сам», «никакой помощи извне», «ничего нельзя менять во время гонки» (кроме проколотых камер) - способствовали привлечению широкого круга гонщиков на начальном этапе развития маунтинбайка. По мере развития этого вида спорта, когда гонки стали приобретать более профессиональный, коммерческий характер, эти принципы стали препятствовать дальнейшему развитию маунтинбайка. В первых соревнованиях могли принять участие все желающие, и каждый из участников мог рассчитывать на успех, так как уровень технической и функциональной подготовки был примерно одинаков. По мере приобретения специализацией «кросс-кантри» официального статуса стали появляться гонщики, которые стали использовать в подготовке к соревнованиям методы подготовки шоссейников и велокроссменов. Это привело к появлению методики подготовки гонщиков в кросс-кантри, что способствовало появлению гонщиков не только с совершенной технической, но и с высокой функциональной подготовленностью, способных показывать выдающиеся спортивные результаты и которые могли на равных бороться за призовые места в шоссейных гонках и в велокроссе.

Указанные принципы маунтинбайка вносили в соревнования элемент случайности, так как гонку мог выиграть не наиболее функционально подготовленный гонщик, а наиболее удачливый. Например, на одном из этапов Кубка мира в 2002 г. Ирина Калентьева большую часть дистанции шла на второй позиции и на завершающем круге проколола колесо. Заменив камеру колеса, она пыталась накачать шину специальным газовым баллоном, но, израсходовав оба баллона, не смогла этого сделать. Тогда зрители дали ей обычный насос, воспользовавшись которым она продолжила гонку, однако была снята с соревнований за нарушение правил. Вследствие этого она потеряла рейтинговые очки и не могла претендовать на призовое место в Кубке мира.

Такие случаи достаточно часты, поэтому с 1 января 2005 г. были введены новые правила соревнований, которые в некоторой степени приближены к правилам соревнований в велокроссе и шоссейных гонках. По новым правилам на трассе гонки введены 2 технических пункта, на которых механики могут менять все детали велосипеда, кроме рамы, которая маркируется в начале гонки. Это в корне меняет основные принципы, на которых создавался и развивался маунтинбайк. Благодаря новым прогрессивным правилам элемент случайности в гонках кросс-кантри значительно снижен, что повышает зрелищность соревнований и уровень соревновательной деятельности.

Во введении новых правил были заинтересованы не только ведущие спортсмены мира, но и фирмы - производители спортивного инвентаря. Подготовка гонщика высокого класса требует больших финансовых вложений, поэтому спонсоры заинтересованы в стабильных высоких спортивных результатах, не зависящих от случайностей.