Сравнение шоссейников и гонщиков кросс-кантри

Рассмотрим, почему число стартов у шоссейников больше, чем у гонщиков в кросс-кантри. Если взять шоссейную групповую гонку и гонку в кросс-кантри, то можно увидеть много общего: общий старт, большое количество участников, тактика ведения гонки и т. д. Но есть и существенные различия. У велосипедистов-шоссейников число стартов составляет 100125 в год, т. е. гонщики стартуют один раз в три дня. Объем соревновательной нагрузки у мужчин-шоссейников равен 11 000-16 000 км в год, что составляет 35-40 % от общего объема специальной нагрузки у женщин-шоссейниц - 6 500 км (С. В. Ердаков, В. А Капитонов, В. В. Михайлов, 1990). Доля общей физической нагрузки в годичном цикле подготовки у велоси-педистов-шоссейников значительно меньше, чем у представителей других циклических видов спорта. Делались безуспешные попытки увеличения объема соревновательной деятельности для достижения более высоких спортивных результатов во многих видах спорта (табл. 1). Попытки увеличения количества стартов в кросс-кантри также не принесли ожидаемых результатов (Derec Purdy, 1994; Dave King, 1994; Julia Ingersoll, 1996). Гонщики, которые участвовали в 60-70 гонках в кросс-кантри с января по ноябрь месяц, не смогли войти в двадцатку сильнейших гонщиков мира.

Таблица 1. Годичные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок у спортсменов высокой квалификации

Виды спорта

Специальная нагрузка, км

Объем соревновательной нагрузки

км

объем специальной нагрузки, %

Количество соревновательных стартов

Гонки на шоссе

Мужчины

32 000-

11 000-

35-40

100-125

40 000

16 000

Женщины

24 000-

5 000-

29-31

90-100

26 000

6 000

Маунтинбайк

Мужчины

26 000-

7 000-

32

60-80

28 000

8 000

Женщины

19 000-

3 200-

28

50-60

20 000

3 600

Лыжный спорт

8 000-10 000

1 000-1 200

10-12

40-50

Бег

на средние дистанции на длинные дистанции

4 000-5 000 6 000-7 000

18-38 75-200

0,5-0,8 1,2-2,5

20-25 15-22

Почему же только гонщикам, специализирующимся в шоссейных гонках, доступны большие объемы соревновательных нагрузок, которые приводят к высоким спортивным результатам? Некоторые данные об особенностях езды на велосипеде по шоссе и в условиях сложнопе-ресеченной горной трассы позволяют высказать несколько суждений о причинах таких различий в объеме соревновательных нагрузок.