Сравнение шоссейников и гонщиков кросс-кантри
Рассмотрим, почему число стартов у шоссейников больше, чем у гонщиков в кросс-кантри. Если взять шоссейную групповую гонку и гонку в кросс-кантри, то можно увидеть много общего: общий старт, большое количество участников, тактика ведения гонки и т. д. Но есть и существенные различия. У велосипедистов-шоссейников число стартов составляет 100125 в год, т. е. гонщики стартуют один раз в три дня. Объем соревновательной нагрузки у мужчин-шоссейников равен 11 000-16 000 км в год, что составляет 35-40 % от общего объема специальной нагрузки у женщин-шоссейниц - 6 500 км (С. В. Ердаков, В. А Капитонов, В. В. Михайлов, 1990). Доля общей физической нагрузки в годичном цикле подготовки у велоси-педистов-шоссейников значительно меньше, чем у представителей других циклических видов спорта. Делались безуспешные попытки увеличения объема соревновательной деятельности для достижения более высоких спортивных результатов во многих видах спорта (табл. 1). Попытки увеличения количества стартов в кросс-кантри также не принесли ожидаемых результатов (Derec Purdy, 1994; Dave King, 1994; Julia Ingersoll, 1996). Гонщики, которые участвовали в 60-70 гонках в кросс-кантри с января по ноябрь месяц, не смогли войти в двадцатку сильнейших гонщиков мира.
Таблица 1. Годичные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок у спортсменов высокой квалификации
Виды спорта |
Специальная нагрузка, км |
|
Количество соревновательных стартов |
Гонки на шоссе |
||||
Мужчины |
32 000- |
11 000- |
35-40 |
100-125 |
40 000 |
16 000 |
|||
Женщины |
24 000- |
5 000- |
29-31 |
90-100 |
26 000 |
6 000 |
|||
Маунтинбайк |
||||
Мужчины |
26 000- |
7 000- |
32 |
60-80 |
28 000 |
8 000 |
|||
Женщины |
19 000- |
3 200- |
28 |
50-60 |
20 000 |
3 600 |
|||
Лыжный спорт |
8 000-10 000 |
1 000-1 200 |
10-12 |
40-50 |
Бег на средние дистанции на длинные дистанции |
4 000-5 000 6 000-7 000 |
18-38 75-200 |
0,5-0,8 1,2-2,5 |
20-25 15-22 |
Почему же только гонщикам, специализирующимся в шоссейных гонках, доступны большие объемы соревновательных нагрузок, которые приводят к высоким спортивным результатам? Некоторые данные об особенностях езды на велосипеде по шоссе и в условиях сложнопе-ресеченной горной трассы позволяют высказать несколько суждений о причинах таких различий в объеме соревновательных нагрузок.