Структура соревновательной деятельности
В кросс-кантри до сих пор нет целостного представления о структуре соревновательной деятельности. Одним из возможных подходов к решению данной проблемы является выделение качественно различающихся способов передвижения гонщика по трассе и раздельная оценка эффективности их выполнения на соответствующих участках во время прохождения соревновательной дистанции. Езда гонщика на этих участках представляет собой относительно независимые структурные компоненты соревновательной деятельности, а спортивный результат обусловлен эффективностью их выполнения.
В велосипедном спорте принято выделять три наиболее общих компонента соревновательной деятельности, определяющих успех в различных видах шоссейных и трековых гонок:
1) эффективность старта;
2) дистанционная скорость;
3) эффективность финиширования.
Эти же компоненты присутствуют и в кросс-кантри. Однако в отличие от шоссейных гонок, где дистанционная скорость - величина относительно постоянная, скорость прохождения дистанции в кросс-кантри существенно изменяется по ходу гонки в зависимости от рельефа трассы, особенностей грунта, характера встречающихся на пути препятствий. Дистанционная скорость в этом виде гонок многокомпонентна по содержанию и обладает сложной структурой.
Наблюдение за деятельностью гонщиков в кросс-кантри позволяет выделять в ее содержании чрезвычайное многообразие способов передвижения, используемых при прохождении соревновательной трассы (старт, езда по равнине, подъемы, спуски, преодоление естественных препятствий прыжками, езда по грунту с различными характеристиками).
При отсутствии экспериментальных данных в настоящее время можно лишь предполагать, опираясь на наблюдения и опыт, что возможности, реализуемые гонщиками при использовании различных способов передвижения, неравнозначны: способность гонщика быстро преодолевать подъемы еще не означает, что он также будет успешно действовать при прохождении сложнотехнических участков трассы, и наоборот. Наблюдая за ходом борьбы на крупнейших международных соревнованиях, можно видеть, что часть гонщиков уходит вперед на подъемах, другие ликвидируют образовавшиеся разрывы за счет быстрого преодоления спусков и острых виражей.