Работа масляной системы
Рис. 18. Откачивающий насос:
27—корпус насоса; 28—крышка насоса; 29 и 30 — шестерни; 33 и 33 — штуцера; 31 — окно; 38 — полый валик; 36 — шестерня привода насоса; 37—отверстие в полом валике; 38 — приемное отверстие; 39—отводящее отверстие; 48 — регулировочный винт
Из масляного бака масло поступает самотёком по маслопроводу-каналу 13 (рис. 17) в корпусе насоса к лопастям 14 нагнетающего насоса. Вращающиеся лопасти захватывают и гонят масло в масляный колодец 2, откуда оно подаётся по каналу 19 (см. рис. 7) в крышке распределительной коробки к приёмному каналу 8 (см. рис. 17). На малых оборотах двигателя масло из приёмного канала проходит через отверстие, перекрываемое обратным клапаном 9, по каналу в крышке распределительной коробки к бронзовой втулке правой полуоси коленчатого вала. Оттуда по сверлениям в правой полуоси, маховике и пальце кривошипа масло поступает к шатунным подшипникам и смазывает их.
Одновременно масло из приёмного канала подаётся через отверстие 15 в роторе по каналу центробежного клапана в кольцевую канавку ротора. Далее оно направляется через отверстие 5 по каналу, перекрываемому об ратным клапаном 6, и каналу 4 в корпусе насоса к отверстию соединяющему канал редукционного клапана 7 с каналом 20 (см. рис. 7) в крышке распределительной коробки. По этому каналу через отверстие 21 (см. рис. 8) и канал в крышке масло подходит к отверстиям 22 и 23. Из отверстия 22 масло фонтанирует на зубцы задней распределительной шестерни, а из отверстия 23 подводится по латунной трубке на переднюю цепь.
Количество масла, подаваемого на смазку передней цепи, регулируется изменением числа прокладок под головкой винта 31 (рис. 16), расположенного на крышке распределительной коробки. С увеличением оборотов двигателя центробежный клапан 16 (рис. 17) под действием центробежной силы закрывается и прекращает доступ масла на распределительные шестерни.
При работе двигателя на средних и больших оборотах давление в масляной системе настолько возрастает, что редукционный клапан открывается и через перекрываемое им отверстие часть масла проходит на шестерни газораспределения и переднюю цепь. Такое устройство масляной системы обеспечивает надёжную смазку шатунных подшипников и распределительных шестерён на малых оборотах двигателя и устраняет излишнюю подачу масла к шатунным подшипникам на средних и больших оборотах. Наличие обратных клапанов предупреждает утечку масла из бака в картер во время остановок двигателя. Обратные клапаны открываются при давлении более 0,1 кг/см2. Редукционный клапан пропускает масло в распределительную коробку при давлении около 2,8 кг/см2.
Масло, вытекающее из шатунных подшипников (рис. 16), разбрызгивается маховиками по картеру и в виде масляного тумана попадает на стенки цилиндров, к коренным подшипникам и к поршневому пальцу. Для уменьшения количества масла, забрасываемого на стенки заднего цилиндра, в картере, в месте крепления цилиндра, имеется перегородка.
Из картера масло выбрасывается маховикам в масляный канал, расположенный в задней стенке картера. Когда поршни приближаются к нижней мёртвой точке и в картере создаётся повышенное давление, одно из отверстий полого валика откачивающего насоса совмещается с окном 34 в корпусе насоса, и вспененное масло под давлением подаётся из канала в распределительную коробку. Зубцами шестерён масло забрасывается на кулачки 43, толкатели 44 и во втулки 45 валиков шестерён. По каналам в направляющих втулках толкателей масло поступает под защитные телескопические трубки, смазывая верхнюю часть
толкателей и стержни 46 клапанов. Из распределительной 1 коробки масло стекает через сетчатый фильтр 47 в масляную камеру, откуда через приёмное отверстие 38 засасывается шестернями откачивающего насоса и направляется по маслопроводу в бак. Одновременно ведущая шестерня насоса подаёт масло по каналу в крышке насоса и трубке на смазку задней цепи. Количество масла, поступающего на заднюю цепь, регулируется изменением числа прокладок под головкой винта 48.
При падении давления в масляной системе на щитке приборов загорается красная контрольная лампа.