Масла
Автотракторные масла делятся на моторные, основой которых является дистиллятное (полученное перегонкой) масло, и трансмиссионные,— как правило, смесь дистиллятного и остаточного масел.
Для улучшения свойств масел к ним добавляют одну или несколько присадок в зависимости от назначения масла и условий работы агрегата. Присадки бывают:
антифрикционные, снижающие или стабилизирующие коэффициент трения между деталями;
противоизносные, предотвращающие интенсивное, изнашивание при нормальных условиях работы и смазки;
противозадирные, образующие на деталях молекулярные пленки, которые предотвращают сваривание и заедание, тем самым уменьшая изнашивание при повышенных нагрузках;
депрессорные, понижающие температуру застывания масла;
моющие, уменьшающие и препятствующие образованию нагара, отложению лаков в двигателе при высоких температурах.
Кроме того, бывают присадки противоокислительные, антикоррозионные, противопепные и т. д. Надо иметь в виду, что одни присадки могут нейтрализовать действие других поэтому смешивать масла различных марок нежелательно.
Согласно ГОСТ 17479—72* моторные масла в зависимости от области их применения делятся на следующие группы:
Нефорсированные двигатели……………………………………………………….А
Малофорсированные карбюраторные двигатели………………………………….Б1
» дизельные двигатели……………………………………………………….Б2
Среднефорсированные карбюраторные двигатели……………………………..В1
» дизельные двигатели……………………………………………………….В2
Высокофорсированные карбюраторные двигатели………………………………Г1
» дизельные двигатели……………………………………………………….Г2
Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие
в тяжелых условиях…………………………………………………………………..Д
Малооборотные дизельные двигатели с лубрикаторной системой смазки………Е
Кроме того, масла подразделяются в зависимости от класса вязкости (табл. 4.2).
Таблица 4.1
Моторные масла
Класс вяз- кости |
Вяз- кость при 100 °С, мм2/с |
Вязкость при 14 °С, мм2/ с |
|
6 |
6±0,5 |
М-6Б1 |
М-6В1 |
|||
8 |
8±0,5 |
— |
М-8Б1 |
М-8Б2 |
М-8В1 |
М-8В2 |
10 |
10+1 |
— |
М-10Б1 |
М-10Б2 |
М-10В1 |
М-10В2 |
12 |
12±0,5 |
— |
— |
М-12Б2 |
— |
М-12В2 |
14 |
14±1 |
— |
— |
М-14Б2 |
— |
М-14В2 |
16 |
16±1 |
— |
_ |
М-16Б2 |
— |
М-16В2 |
20 |
20±2 |
— |
— |
М-20Б2 |
— |
— |
4 з/6 |
6±0,5 |
1300:2600 |
М-4з/6Б1 |
— |
М-4з/6В1 |
. — |
4 з/8 |
8±0,5 |
1300:2600 |
М-4з/8Б1 |
М-4з/8Б2 |
М-4з/10В1 |
М-4з/8В2 |
4 з/10 |
10+0,5 |
1300:2600 |
— |
— |
М-4з/10В1 |
М-43/10В2 |
6 з/10 |
10±0,5 |
2600:10400 |
М-6з/10В1 |
М-6з/10В2 |
Марки масел расшифровываются следующим образом:
М-10В1 (М — масло моторное; 10 — кинематическая вязкость равна 10 мм2/с при 100°С; В1 — масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей).
М-4з/6Б1 (М — масло моторное; 4з — масло загущенное, с кинематической вязкостью, равной 1300 : 2600 мм2/с, при — 18°С; 6 — кинематическая вязкость равна 6 мм2/с при 100 °С; Б1 — масло для малофорсированного карбюраторного двигателя).
Если масло предназначено для дизельного и карбюраторного двигателей, то последняя буква индекса не имеет (например, М-8Б).
Для мотоциклов Ирбитского мотоциклетного завода рекомендуются следующие масла: для двигателя М-8В1; для коробки передач М-8В1; для главной передачи ТАП-15В, ТАД-17И.
До своим качествам масло М-8В1 нельзя назвать лучшим, однако, многочисленные испытания показали, что при правильной эксплуатации и своевременной замене масла двигатель и трансмиссия обеспечивают гарантийную наработку при умеренном износе деталей. Важным преимуществом масла М-8В1 является его низкая стоимость и наличие практически на всех АЗС.
Лучшие результаты даст эксплуатация двигателя на дизельных маслах М-10В2, М-12В2 и др., а также на авиационном масле МС-20. особенно при повышенном износе деталей двигателя. Более вязкие и качественные масла лучше удерживаются в повышенных зазорах между деталями, при этом уменьшается расход масла и продлевается срок службы деталей.; Однако эти масла более дорогие и дефицитные.
Для коробки передач можно рекомендовать те же масла, что и для главной передачи: ТАП-15В, ТАД-17И. Кроме того, можно использовать масла ТЭП-15, ТСп-14.
Для облегчения запуска при очень низких температурах воздуха (-35°?-45°С) в масла с вязкостью более 15 мм2/с (как в моторные, так и в трансмиссионные) можно добавлять до 25 % зимнего или арктического дизельного топлива.
Консистентные смазки — густые, мазеобразные продукты, применяемые для смазки деталей, к которым трудно подвести масло, или на которых масло не удерживается, консистентные смазки представляют собой смеси минеральных масел с различного рода масел и другими загустителями, придающими маслу пластичность консистентность. Мыла, которыми загущают масла, изготовляют из различных растительных и животных жиров. В зависимости от состава мыла консистентные смазки делятся на кальциевые, калиевые, натриевые, литиевые и т. д.
Кальциевые смазки (устаревшие названия «солидол», «тавот») хорошо защищают металлические детали от коррозии даже при непосредственном контакте с водой, однако их можно применять только до температур (60—90) С. При более высоких температурах смазки расплавляются и вновь уже не загустевают.
Натриевые смазки (ЯНЗ-2;Т-13;консталин) растворимы в воде, поэтому их не следует применять в узлах, куда может попасть вода.
Литиевые смазки (№ 158, ВНИИНП-42, ЦЙАТИМ-202) применяются при температуре до 120°С. Эти смазки практически не растворимы в воде.
Таким образом, при выборе типа смазки надо учитывать рабочую температуру узла (в генераторе не следует применять кальциевые смазки) и водостойкость (в приводе в тормозов нецелесообразно применение натриевых смазок). В колесах можно использовать любую смазку.