Предельно допустимые износы деталей и зазоры в сопряженных деталях двигателя
Детали и сопряженные пары деталей |
Износ на диаметр |
Диаметральный зазор, мм |
Осевой зазор, мм |
Палец кривошипа - ролики - нижняя головка шатуна |
- |
0,100 |
- |
Палец кривошипа |
0,050 |
— |
— |
Нижняя головка шатуна |
0,050 |
— |
— |
Цилиндр (зеркало) * |
0,150 |
— |
|
Цилиндр - поршень |
0,200 |
||
Поршневой палец |
— |
||
Отверстие под палец в поршне |
0.020 |
— |
— |
Поршень - поршневой палец |
— |
0,010 |
— |
Втулка верхней головки шатуна |
0,025 |
— |
— |
Поршневой палец - втулка верхней головки шатуна |
— |
0,030 |
- |
Поршневое компрессионное кольцо (высота) |
0,050 |
0,150 |
|
Канавка поршня - поршневое кольцо |
0.150 (по высоте) |
||
Канавка поршня - маслосъемное кольцо |
0,150 (по высоте) |
||
Стержень клапана |
0,120 |
— |
— |
Направляющая втулка клапана |
0,150 |
— |
— |
Стержень клапана - направляющая втулка клапана |
— |
0,250 |
— |
Ось коромысла |
0,070 |
||
Коромысло (отверстие) |
0,070 |
— |
— |
Ось коромысла - коромысло |
— |
0,120 |
— |
Толкатель |
0,050 |
— |
— |
Направляющая толкателя |
0,050 |
— |
— |
Толкатель — направляющая толкателя |
0,100 |
*Овальность не более 0.07 мм.
Для установки поршни его необходимо нагреть. Для этого можно налить в поршень бензин (на высоту 5—7 мм от днища) и поджечь его. После этого установить поршневой палец на стержень, приспособления, надеть шайбу и зажать их гайкой М12. Затем установить поршень на шатун (надо помнить о метках на поршне) и быстро вставить поршневой палец до упора шайбы в поршень.
Для снятия маховика и корпуса заднего подшипника можно изготовить приспособление, показанное на рис. 2.18. При снятии маховика используются отверстия, расположенные на расстоянии 66 мм, а при снятии корпуса заднего подшипника — на расстоянии 88 мм. Чтобы снять маховик, отворачивают болт крепления маховика на 3—4 оборота, вворачивают в отверстия маховика две шпильки М10 Х 1 длиной 50- 60 мм и контрят их контргайкой. На шпильки устанавливают пластину приспособления и наворачивают гайки до упора пластины в болт крепления маховика. Если при дальнейшем подтягивании гаек маховик не снимется с коленчатого вала, необходимо ударить молотком по пластине напротив болта крепления маховика (рис. 2.19). Как правило, после этого
маховик легко снимается при наворачивании гаек на шпильки. Вместо шпилек можно использовать подходящие болты, После снятия маховика вворачивают обратно болт крепления маховика на 3—4 оборота и, используют отверстия, расположенные на расстоянии 88 мм, снимают корпус заднего подшипника_(рис. 2.20).
Головки цилиндров в домашних условиях отремонтировать практически невозможно, поэтому можно дать только общие советы. Направляющую втулку и седла клапанов можно изготовить из бронзы, а сами клапаны— из автомобильных клапанов большего размера. Надо помнить, что материал впускного и выпускного клапанов разный, поэтому (особенно для выпускного клапана) надо использовать соответствующие заготовки.
На рис. 2.21—2.25 приведены чертежи клапанов впускного и выпускного, направляющей клапана и седел впускного и выпускного клапанов. После термообработки клапаны должны иметь твердость 27—34 НRСэ. На торец стержня наплавляют порошок ПК-С1-М (толщина слоя 1 мм), после чего твердость торца 48—50 НRCэ. Седла клапанов заменяют при образовании раковин, прогара или значительной выработки, причем не обязательно менять сразу все детали. Если например, зазор между направляющей и клапаном велик, можно изготовить новый клапан несколько большего диаметра и развернуть имеющуюся направляющую, или прошлифовать немного стержень имеющегося клапана для придания ему цилиндрической формы и установить новую направляющую. Перед запрессовкой направляющих и седел головку цилиндра надо нагреть до 200 °С. Если головка цилиндра снята, осмотрите впускной канал, в котором иногда остаются наплывы от литья. В этом случае необходимо с помощью шарошек или напильников удалить наплывы заодно проверить совпадение каналов головки карбюратора. Если каналы не совпадают, следует произвести подгонку, что улучшит наполнение цилиндров и повысит мощность двигателя.