Регулировка карбюратора

Регулировка качества смеси. Как уже отмечалось, качество смеси при различных частотах вращения коленчатого вала регулируется по-разному:

при малых — «винтом качества» системы холостого хода;

при средних — иглой дросселя;

при максимальных — главным топливным жиклером.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо определить качество смеси на различных режимах по внешним признакам работы двигателя. Признаками работы на бедной смеси являются хлопки в карбюратор, падение мощности (ухудшение приемистости, падение максимальной скорости). Признаками работы на богатой смеси являются черный дым на выхлопе при максимальной частоте вращения, хлопки в глушителе, плохая приемистость двигателя.

Кроме того, качество смеси можно определить по цвету изолятора свечи:

при нормальном качестве смеси цвет изолятора коричневый,

при бедной смеси цвет изолятора белесо-серый или светло-коричневый,

при богатой смеси цвет изолятора темно-коричневый или черный.

Регулировку карбюраторов производят на прогретом двигателе. Если карбюратор отрегулировать на холодном двигателе, то при прогреве двигателя нарушится, так как испаряемость бензина при соприкосновении с нагретыми деталями изменится и соответственно изменяется качество смеси.

Регулировку левого и правого карбюраторов производят отдельно. Для этого мотоцикл устанавливают на подставку и запускают двигатель (для облегчение запуска на двух цилиндрах). На том цилиндре карбюратор которого не регулируют, снимают наконечник со свечи и замыкают его на «массу». Если наконечник свечи не замкнуть на «массу», процесс искрообразования в работающем цилиндре будет затруднен, особенно при разряженных аккумуляторах. Двигатель при этом будет работать с повышенной частотой вращения и регулировка карбюраторов будет неточной. Далее надо убедиться, что между оболочкой троса и упором на карбюраторе имеется зазор. При отсутствии зазора обеспечить его, ввернув упор.

Затем произвести регулировку качества смеси на холостом ходу. Для этого необходимо расконтрить винты качества и количества холостого хода. Завернуть до упора «винт качества» 22 (рис. 5.4) и «винтом количества» установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Затем медленно выворачивать винт качества. При этом смесь из переобогащенной начинает обедняться, но все-таки будет богатой. Когда состав смеси будет соответствовать ? = 0,9 – 0,95, частота вращения увеличится.

При дальнейшем выворачивании винта качества смесь обеднится, частота вращения увеличиваться не будет, а при чрезмерном обеднении смеси появятся хлопки в карбюраторе, поэтому в процессе регулировки винт качества выворачивают до тех пор, пока частота вращения увеличивается. С первого раза трудно определить, при каком положении винта качества прекращается повышение частоты вращения, поэтому операцию регулировки желательно повторить 2 – 3 раза. Выворачивая винт, заметить, когда прекратится повышение частоты вращения. Окончательно установив требуемое положение, винт законтрить. После регулировки качества смеси на холостом ходу винтом количества уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя до минимально устойчивой. После того как один карбюратор будет отрегулирован, аналогично необходимо отрегулировать и второй. Затем на холостом ходу работающего двигателя надо поочередно снимать колпачки со свечей левого и правого цилиндров и проверять на слух, одинаковые ли частоты вращения коленчатого вала при работе на левом и на правом цилиндре. Если частоты не одинаковые, то надо винтом количества, увеличивая или уменьшая частоту вращения, восстановить равновесие.

После регулировки качества смеси на холостом ходу производят регулировку качества смеси при средней частоте вращения. Но прежде необходимо произвести проверку качества смеси резким «открыванием» ручки газа. Если при этом появляются хлопки в карбюраторе или «провалы» в работе двигателя (вспышки в цилиндре прекращаются; в то же время, если ручку газа «открывать» плавно, двигатель постепенно набирает обороты), то смесь бедная. Если частота вращения коленчатого вала двигателя начинает увеличиваться медленно — смесь богатая, если быстро — качество смеси нормальное.

Качество смеси при средней частоте вращения регулируется иглой дросселя. Если смесь бедная, необходимо замок иглы переставить в более низкую канавку, чтобы игла поднялась, Если смесь богатая – иглу необходимо опустить, переставить замок в канавку, расположенную выше.

Качество смеси при максимальной частоте вращения регулируют заменой главных жиклеров, установленные в карбюраторе жиклеры обеспечивают необходимый состав смеси при эксплуатации в нормальных условиях. Если же мотоцикл эксплуатируется в высокогорном районе или в местности с жарким климатом, смесь, приготовляемая карбюратором с серийным жиклером, переобогащается. Для обеднения смеси надо установить новые жиклеры с меньшей пропускной способностью. Серийный жиклер имеет пропускную способность 210. Ориентировочное соотношение между диаметром отверстия жиклера и его пропускной способностью приведено ниже:

Диаметр отверстия жиклера, мм

1,1

1,0

0,9

Пропускная способность жиклера

210

180

150

Зависимость пропускной способности жиклера от диаметра отверстия почти прямо пропорциональная, поэтому для промежуточных значении пропускной способности диаметр отверстия (мм) можно пересчитать по формуле

D = 1,0Q/180, где Q — требуемая пропускная способность жиклера.

Пропускную способность жиклера можно уменьшить, установив в него дроссель (рис. 5.5) из медной проволоки диаметром 0.3—0.4 мм. Проволоку изгибают в виде шплинта и, установив в жиклер, разводят концы. Дроссель подбирают опытным путем, устанавливая поочередно дроссели из проволоки разного диаметра и проверяя на работающем двигателе качество смеси; Как уже отмечалось, качество смеси оказывает, заметное влияние на многие показатели: мощность двигателя, расход топлива, токсичность выхлопных газов. Поэтому при регулировке качества смеси необходимо учитывать условия эксплуатации. Если мотоцикл будет эксплуатироваться в основном в городе, где нет трудных дорожных условий и не разрешены большие скорости, карбюраторы желательно отрегулировать на более бедную смесь. Вследствие этого снизится расход топлива, а также значительно уменьшится токсичность выхлопа, что немаловажно в крупных городах с большим парком машин. При длительных загородных поездках, особенно в местностях с труднопроходимыми участками, смесь можно несколько обогатить.