Обод колеса

Исправление «восьмерки», возникшей в дороге, надо полагать, не вызовет ни у кого затруднений. Операции в этом случае обычны: перевернуть велосипед вверх колесами, поставив его на руль и седло, подложив под них тряпки, выявить, в какую сторону, бьет колесо, и вытянуть обод спицами в противоположную стоpoнy. Спицы со стороны изгиба при этом полезно несколько ослабить. Учтите, что в дороге нет необходимости добиваться абсолютной точности центровки. Если натяжением спиц восьмерку выправить не удается, нужно ослабить их в месте искривления обода и попытаться выправить искривление, выгибая обод руками, а когда и это оказывается недостаточным, остается упереться в место искривления коленом и руками потянуть обод на себя. Обычно соударения, вызвавшие столь серьезные деформации обода, сопровождаются появлением локальных вмятин и неровностей на нем, и исправлять обод приходится, сняв колесо с велосипеда.

Неровности на ободе, мешающие работа клещевых тормозов, удобно выравнивать на какой-либо pовной пoвepxнocти, например на пне. Подобрав в качестве правилки палку или сук из твердой древесины, аккуратно выправляют обод, ударяя по правилке походным топориком.

Так же, выправляются и радиальные вмятмны на ободе, причем спицы на участке радиальной вмятины нa время ее правки лучше, убрать совсем. Опорой для обода колеса при этом могут служить, два деревянных чурбачка.

Серьезные, дорожные аварии связаны, как правило, с порывом целой группы спиц и возникающим в результате резким яй-цеобразным выгибом обода в этом месте. Нередко происходит и «складывание» колеса — изгиб обода по диаметру на угол до 90°. Ремонт в таком случае сопряжен с полной разборкой колеса, с тщательным выправлением обода всеми имеющимися в распоряжении способами. Важно помнить, что воздействовать на обод ничем, кроме деревянных колотушек, нельзя. Для выправления резко изогнутых мест полезно эти места разогреть на костре, в горячих углях. Дюраль после разогрева «самозакаляется» в течение суток.

Ранее как слабое место упоминался сварной стык дюралюминиевого обода. Именно при различных деформациях обода качество стыка и проявится с достаточной полнотой. Один из способов ремонта трещины или разрыва торцевого стыка обода заключается в наложении шины (металлической полоски) на поверхность обода под камеру. В шине размечаются отверстияпод ниппельные гайки (по два в обе стороны от стыка), которыми накладка и фиксируется на ободе.

К сожалению, заранее можно запастись только пепросверлен-ньши заготовками таких накладок, проштамповав дюралевые полоски по профилю внутренней поверхности обода, а отверстия придется сверлить перед накладкой на обод, так как ниппельные отверстия в ободе никаким определенным образом не ориентируются относительно стыка. Подгонка накладки осуществляется по конкретному месту стыка. Заметим также, что пе следует ждать полного разрушения стыка, сигналом к наложению шины-накладки должно быть появление трещины на стыке.

Когда необходимость накладки на стык стала очевидной, а заготовки для нее пет, приходится делать ее из подручных материалов. Известен случай, когда накладка, успешно выполнившая свою роль, была изготовлена из стальной полоски от щитка над колесом.

Коль скоро колесо на наш «Спутник» мы теперь собираем заново, проявляя особую заботу о стыке обода, давайте вспомпим общие правила сборки колеса и постараемся освоить приемы стягивания стыка обода двумя крестами спиц, о чем уже упоминалось ранее (рис. 17).

Итак, вставим в «левый» фланец втулки (через одно отверстие) девять наружных спиц и закрепим их ниппелями на ободе в отверстиях, смещенных влево в каждом четвертом (то есть через три). Повернем втулку в ободе так, чтобы спица, крайняя к стыку обода, Пересеклась с радиусом колеса, мысленно проложенным через стык. Теперь повернем колесо и займемся «правым» фланцем.

Как известно, отверстия для спиц в нём смещены на полшага относительно отверстий «левого». Если речь ведем о фланце заднего колеса, то в нашем случае наружную спицу в «правом» фланце можно вставить в одно из двух отверстий, причем в одном из случаев конец нашей спицы окажется перед спицей левого фланца, развернутой, скажем, вправо, в другом же случае он окажется за такой спицей. Вот этот второй случай нам и нужен. Повернем спицу в сторону, противоположную повороту левых спиц, и после пересечения трех спиц левого ряда (нормальная сборка на «три креста») закрепим в своем гнезде. Остальные спицы левого и правого фланцев автоматически ставятся на свои места, и стык обода схватывается двумя парами перекрещивающихся спиц левого и правого рядов, как показано на рис. 11.

С соблюдением этого же правила осуществляется сборка и переднего колеса. Заметим только, что переднее колесо требует к себе особого внимания. Заднее колесо еще может простить владельцу мелкие небрежности, ну затормозится, проползет юзом, остановит велосипед. В обращении с передним колесом небрежностей допускать нельзя. Все они чреваты падениями, опрокидываниями, тяжелыми травмами.

Рис. 17. Сборка обода колеса со втулкой.

Со спицами у велосипедиста всегда много хлопот из-за того, что они изготавливаются трех номиналов но диаметру и весьма разнообразными по длине. Дома вы, конечно, имеете запасныр спицы, соответствующие по длине радиусу ваших колес, и в дальнюю дорогу взяли с собой достаточный запас их. Но запас весь вышел или на исходе. Что делать? Купить в магазине запчастей, если такие окажутся. Но в отделах запчастей, оказывается, есть спицы от другого велосипеда. Здесь выручит вас только хорошее знание своего «железного коня». Например, учтите, что вашему «Спутнику» для заднего колеса годятся спицы задних, колес харьковских дорожных машин, и от передних колес подходят, только они длинноваты. Л спицы передних колес дорож-пых велосипедов других заводов (если в колесе 32, а пе 36 спиц) подходят как раз. То есть лучшие ваши спицы лежат на дороге в отслуживших свое и выбро-шсппых колесах. Однако старые колеса встречаются часто, когда они пе нужны. Вывод напрашивается сам собой: позаботиться о спицах заранее. А если такая возможность упущепа, спросите у домовитых сельчан, по висит ли у них за сараем на гвозде пара колес от старого велосипеда? Висит обязательно.

В случае крайней нужды можно прибегнуть к «внутреннему заему» — спицу из переднего колеса своего велосипеда поставить в заднее колесо. Обратной замены делать не следует, заднее колесо перегружено, на нем, кроме вашего веса, еще и весь багаж.

Но случилось, положим, так, что нужна спица в переднее колесо, а в запасе есть только спицы заднего колеса, они коротковаты, удлинить бы их чуть-чуть. Это можно сделать холодной проковкой. Для спиц эта операция весьма благоприятна. Металл уплотняется, спицы становятся прочнее, легче и даже аэродина-мичпее.

Если в вашем распоряжении оказались только очень длинные спицы, придется лишить их головок, загнуть на фланце в виде крючков и предохранить крючки от разгибания проволочными бандажами. В противном случае, когда при ремонте колеса большого диаметра не оказывается других спиц, кроме детских или подростковых, спица составляется из двух коротких приемами сращивания электропроводов «жучком» или «британкой».

Чаше всего спица обрывается у головки. Замена ее сложности не представляет. Спицу следует вывернуть из ниппеля, подобрать по длине такую же и, если не препятствуют ведомые звездочки заднего колеса, не снимая колеса и шины, произвести замену. Если спица оборвалась у ниппеля, колесо снимать также нет необходимости. Следует спустить шину, отвернуть манжет (обод-нуга ленту), заменить ниппель.

Как быть, если не оказывается ниппеля с нужной резьбой (напомним, что используются ниппели с резьбой М2,3 и М2,1). Если уж такое случилось, ниппели большего размера можно пытаться использовать, навив на резьбу спицы нитку.