Багажник
Багажник велосипеда — чрезвычайно важная и нуждающаяся в первоочередном внимании часть велосипеда. Нельзя сказать, что предложенные промышленностью багажники безнадежно плохи. Они, безусловно, тяжелы, так как изготавливаются из низкосортной стали, но предназначенный им груз выдерживают. Полагается-то спортивному багажнику возить 4 кг, а дорожному — всего 7 кг. Но дело в том, что возить в походе обычно приходится .существенно больше. Вот тут и сказывается другой их недостаток — слабость, ненадежность.
Умельцы доваривают к стойкам багажника косынки, упоры. Конструкция утяжеляется. но багажники ломаются по-прежнему, особенно в местах крепления.
Прежде всего выясним, сколько багажников следует иметь на велосипеде? На дорожной машине можно в дополнение к основному заднему багажнику поставить и небольшой передний. На спортивной машине ставить передний багажник, на наш взгляд, не следует, не дело превращать ее в конька-горбунка. Передний багажник будет выхолащивать основное качество спортивного велосипеда — его маневренность. При использовании спортивных велосипедов в туристских целях установка переднего багажника ведет к резкому возрастанию поломок переднего колеса, к тяжелым трав мам. ибо переднему колесу на тяжелых дорогах и без того приходится трудно.
Давайте попытаемся сделать задний багажник легким, прочным, надежным и достаточно грузоподъемным. Легким — значит из дюралюминиевых трубок. Достаточны трубки с наружным диаметром 14 мм. Под руками всегда найдутся подходящие старые лыжные палки. Кслн грузовую поверхность расположим достаточно низко над колесом (щиток над задним колесом является заодно и несущей поверхностью багажника), то сохраним устойчивость велосипеда на ходу и легкость управления (рис. Я). Этому способствует низко расположенный центр масс, особенно когда основной груз размещается в боковых навесных сумках. Надежность и прочность при большой грузоподъемности обеспечим рациональностью конструкции, особенностями которой является то, что:
1. Овальная рамка багажника опирается на мостик подседельных стоек и притягивается к ним швеллерной дюралевой планкой и винтом М4 — М5. Клещевой тормоз при этом переносится с задней стороны мостика на переднюю (рычаги клещевого тормоза полезно дополнить сдерживающими хомутами). Такое крепление багажника не позволяет ему раскачиваться и ломать стойки, а под воздействием груза ему некуда сползать ниже, так как он надежно лежит на перемычке-мостике.
2. Стойки трубчатые с запрессованными в них дюралевыми стерж ня м и-оконча нпя м и (стерж-ни длиной 25 мм фиксируются в трубках сквозными алюминиевыми заклепками) скрепляются с рамкой багажника в торец винтами МЗ — М4, а точка крепления выбирается на ]U расстояния от заднего края рамки, чтобы груз не прогибал ее в какой-либо части.
3. Нижние стержни стоек имеют торцевые пазы по толщине наконечников цепных (задних) перьев, на которые стержни опираются. Предусмотрены отверстия для сквозного винта, крепящего подпорки щитка к наконечникам цепной вилки. Таким образом, и здесь осуществляется крепление в торец, то есть нет элементов, работающих на сдвиг. 4. Задняя часть, рамки багаж-пина скрепляется со щитком, а стойки багажника и подпорки щитка скреплены у перьев (еще двумя точками щиток скреплен с рамой). Получается довольно жесткая конструкция.
Рис. 9. Крепление багажника из дюралюминиевых трубок.
Рис. 10. Конструкция багажника из лыжных палок.
Хорош такой багажник и тем, что не нуждается в покраске, не ржавеет, царапины легко заглаживаются наждачной бумагой.
Рамка — овальный контур — изгибается пз трубки после разогрева до 400° С и охлаждения водой. Сначала следует загнуть концы трубки, потом середину так, чтобы концы сошлись для соединения на стержне-буже. Дюралевый стержень в соединении нужно проклепать заклепками пз алюминиевой проволоки и по центру на стыке трубок просверлить отверстие под винт для крепления к подседельным стойкам.
Дюралюминиевую трубку можно гнуть и без нагрева, только места, где намечается смятие, зажимать ручными тисками. В этом случае придется ограничиться одним изгибом, а задние прямые концы соединить стяжкой и оформить декоративно (рис. 10).
Многолетнее использование описанного багажника подтвердило полнейшую его надежность.