Клещевые тормоза

Первое, что потребуется при ремонте клещевых тормозов, — это замена стершихся тормозных колодок. Они изготавливаются из специальной резины. Не всякая резина годится для тормозной колодки, по уж если придется вырезать колодки самому, то следует выбирать резину тугую, плотную. Хорошие колодки получаются из штемпельных резиновых подушек, используемых на почте. Подходят резиновые грун-тозацепы из траков гусеничных машин и различные амортизаторы, которые нередко встречаются на дороге. Если же вы не запаслись материалом для тормозных колодок впрок, нужда заставит вырезать их и нз протекторов брошенных тяжелых автомобильных покрышек. Острым ножом это сделать нетрудно, только нож нужно постоянно смачивать. Не забудьте край колодки обработать в «ласточкин хвост»!

Не обязательно резиновую колодку загонять в обойму с торца. Это трудно сделать, даже если смочить ее. Легче заправить колодку в обойму отверткой, для чего придется наложить колодку на край обоймы по месту, а второй край по частям загонять отверткой в обойму.

Умельцы рекомендуют и другие материалы для изготовления тормозных колодок, вплоть до набора прокладок из толстой кожи и резины с тканевым наполнителем.

Вторая забота — тросики тормозов. В местах с крутым изгибом, то есть с повышенным трением, они перетираются, разлохмачиваются и стопорятся. Чаще всего это случается в местах у тормозных рычагов. В дальней дороге при отсутствии запасных тросиков и при невозможности исправить тросик пайкой его следует извлечь из рубашки, заплести разлохмаченный конец, вместо напаиваемого ниппеля сделать двойной загиб тросика и обернуть загиб металлической полоской (для повышения надежности крепления полоска должна хотя бы раз пройти между загибами). Обжатием металлической полоской пользуются и при соединении тросиков.

Редко, но случается поломка осевого болта крепления клещевого тормоза. В этом случае подбирают болт нужной длины и толстую шайбу, в которой можно было бы пропилить надфилем сегментный паз для пружины.

Все неисправности тормоза, связанные с деформацией рычагов, скоб и полускоб, устраняют рихтовкой. Править эти детали следует, подкладывая под молоток брусок из твердой древесины. При использовании для гибки рычагов нужно беречь выправляемые детали от смятия в местах соприкосновения. Крепежные детали со смятой резьбой, конечно, заменяют исправными.