Передача

Вы избрали для себя велосипед с вариантом гоночной цепной передачи с блоком ведомых звездочек и переключателем цепи. Однако не исключено, что лам потребуется использовать велосипед и в условиях, отличающихся от обычных, когда передачу велосипеда потребуется несколько изменить. Возможные варианты будут упомянуты в дальнейшем при рассмотрении отдельных узлов передачи.

Узел каретки весьма уязвим для пыли и влаги. И чтобы исключить возможность их попадания в каретку, на ее вал под шатуны следует надеть поролоновые или лавсановые шайбы, а выходы труб рамы внутри корпуса каретки забить поролоном. Конечно, на корпус каретки нужно установить масленку.

Часто к неисправности карет-кп приводят раковины, возникающие на шариковой дорожке вала каретки. Чтобы уменьшить возможность появления раковин, полезно ставить в подшипники шарики без сепаратора (конечно, увеличив их число), тщательно подбирая их по диаметру с помощью микрометра.

Известны попытки применить стандартные радиальные шарикоподшипники. Наиболее радикальное решение найдено рядом зарубежных фирм, которые предлагают вал каретки разместить в герметической капсуле в виде Цилиндра с подшипниками внутри и вечной смазкой. Размеры капсулы таковы, что она без люфтов устанавливается в штатных чашках каретки.

Какие бы педали вы ни использовали, посмотрите, нельзя ли их облегчить, заменив некоторые стальные детали на дюралевые, а резиновые — на пластиковые? Пожалуй, на центр педали с осью и шарикоподшипниками в домашних условиях мы посягать не будем. По рамкy, боковые пластины и даже ту клипсы гоночных педалей сделать из алюминиевых сплавов можно. При этом размеры и конфигурацию детален можно оставить без изменения, а можно и изменить но своему вкусу.

Процесс изготовления детален педалей сводится к их разметке, опиловке, высверливанию в них сложных контурных отверстий, обработке и взаимной подгонке деталей при помощи напильников и надфилей. После сборки деталей на корпусе оси педали производят клепку по образцу разобранной стальной педали.

Туклипсы можно изготовить из обрезков отожженного листового дюралюминия толщиной 1 мм по образцу стальных. Назначение туклипеа — ограничивать положение стопы на педали и поддерживать ремешок, притягивающий стопу к недали. Эту задачу успешно выполнит и тук-липс, изогнутый из стальной проволоки: диаметром 1,5-2 мм. Осваивать гнбку такого туклннеа лучше предварительно на отрезках медной проволоки. Начинать гнбку следует с петли под ремешок. Необходимый и нстру-мент — плоскогубцы, круглогубцы, кусачки. Избегайте очень крутых загибов (изгибов малого радиуса) — стальная проволока может сломаться.

В готовом туклинсе нужно припаять распорку — перемычку из той же проволоки. Кренят туклипс на пeдали винтами с шайбами.

При эксплуатации педали раньше других частей велосипеда попадают в воду. Хороню бы и здесь применить центральные масленки, а уж шайбы из эластичного пластика надеть на осп у шатунов следует обязательно.

На нашем велосипеде установлены топкая гоночная цепь 12,7X2.4 и две стальные ведущие звездочки толщиной по 2 мм. Промышленность выпускает сейчас велосипеды только с такой передачей. Надежная цепь 12.7X Х3,3 и стальная звездочка толщиной 3 мм ставятся только на дорожные велосипеды. Однако для дальних и трудных дорог такая надежная передача понадобится и нашему спортивному «Спутнику». Сделаем из дюралюминия Д-16 толщиной 3.. мм облегченную ведущую звездочку под цепь 12,7X3,3 сами.

Если звездочка с шатуна устраивает нас по числу зубьев. возьмем ее за образец. В заготовке дюралюминия с помощью нашей ведущей звездочки поточнее разметим отверстия, крепления к шатуну и штатными винтами прикрепим звездочку к заготовке. Разметим отверстия по контуру звездочки, которые йотом предстоит высверливать сверлом диаметром 4 мм.

Теперь потребуется сделать керн из стального стержня диаметром 8 мм. Этим керном нам придется размечать центры отверстий: под межзубовые промежутки на заготовке, и разметку эту мы будем делать с помощью кондуктора — ведущей звездочки, прикрепленной к заготовке. Для повышения точности разметки важно, чтобы керн сохранял цилиндрическую форму почти до самой рабочей части. Разметив центры, просверлим отверстия сверлом диаметром 8 мм. Сделать это следует аккуратно, не допуская смещения отверстий при сверлении. Теперь остается высверлить и опилить заготовку но внешнему контуру, напильником выправить профили зубьев, высверлить и выбрать внутренние отверстия в заготовке звездочки.

Втулка заднего коле с а. Переводя передачу нашего «Спутника» на вариант с дорожной цепью, на шлицевый барабан трещотки следует установить ведомые звездочки старого образца толщиной 3 мм под дорожную цепь. Переключатель работает и с этой цепью практически без переделки, если цепь в месте соединения проклепана.

Можно предвидеть вопрос: к чему все это, почему бы не ездить и по трудным дорогам с гоночной тонкой цепью? Ответ таков: гоночная цепь быстро изнашивается, дорожная, же передача намного устойчивее, надежнее. Польше того, на болотистых, грязных дорогах, где пе приходится ждать четкой работы от внешнего переключателя цени, возможно, даже временно отказаться от него, подобрав (изготовив) для трещотки одну полнопрофильную звездочку, выставив ее на шлицевом барабане с помощью пробельных колец.

Возможен и такой вариант. Соберем колесо на самой выносливой односкоростной втулке типа «Торпедо». Если нет необходимости в третьем тормозе, исключим из втулки тормозной рычаг, узлы тормозного конуса и тормозной обоймы, а массивный левый конус существенно облегчим, сточив на наждачном стан-кe ненужные теперь выступы. Односкоростпую дорожную втулку можно модернизировать, переделав ее в многоскоростную. Для этого придется блок ведомых звездочек соединить сваркой с ведущим-конусом втулки и выточить новую ось необходимых размеров.

Однако наиболее рациональным решением в этом случае была бы сборка колеса на закрытой многоскоростпой втулке с планетарным механизмом переключения передач. Такие втулки — тормозные и бестормозные, двух-, трехскоростные и более, автоматические, полуавтоматические и с ручным переключением передачи — широко используются за рубежом.

В многоскоростной закрытой втулке применен принцип планетарной передачи, позволяющей получить большие передаточные отношения при малых размерах механизма и высоком КПД. Сам механизм хорошо защищен от повреждений, пыли и влаги. Никакого ухода, кроме своевременной смазки, втулка не требует. Достоинством такой передачи является и то, что на всех передачах цепь работает на неизменной паре звездочек (ведущей и ведомой). Манетки и ручки переключения передачи имеют фиксированные положения при включении любой из передач.

Вот технические характеристики трехскоростпой закрытой втулки «333» японской фирмы «Шимано». Диапазон изменения передаточного числа 58,3% (33,3% на ускорение по сравнению с нейтральной передачей и 25% на замедление). Наружный диаметр корпуса втулки на 5 мм больше по сравнению с диаметром односкоростной тормозной втулки «Торпедо». Переключение передачи осуществляется поворотной ручкой на руле. Ручка имеет три фиксированных положения. Втулка спортивная, со свободным ходом, встроенного тормозного устройства не имеет. При производстве втулки использованы снецстали, детали упрочнены газовой цементацией.

Поскольку оснащение велосипеда втулкой иностранного производства сопряжено с разрешением ряда трудностей, дадим некоторые рекомендации.

При сборке колеса может оказаться затруднительным подбор спиц. Поскольку диаметр фланцев втулки «333» практически равен диаметру фланцев дорожной втулки, то. при сборке колеса с дорожным ободом подойдут по длине обычные дорожные спицы. При сборке колеса с туристским ободом при сохранении обычного порядка чередования сини следует выбрать спицы стандартной длины — 296 мм. Точно так же подойдут спицы заднего колеса на ободе 26".

Втулка «333» предназначена для колес с 36 спицами. Однако особенность ее состоит в гом, что каждый фланеп имеет не 18 обычных круглых, а 9 фигурных отверстий (как на фланцах мотоциклетного колеса). В каждое отверстие приходится сразу при сборке вставлять нару соседних сниц, а чтобы они удерживались на месте, не выпадали и не осложняли сборку колеса, следует во все девять отверстий фланца временно, до окончания сборки одной стороны колеса, вставить третью сницу параллельно оси колеса. Этой меры достаточно для того, чтобы удержать в своих гнездах на фланце спицы всего ряда. Точно так же поступают и со вторым рядом спиц. Владельца спортивной машины эта сложность сборки колеса огорчить не сможет, ибо он сразу поймет, какой выгодой это обернется в дальнейшем — насколько просто, по сравнению с нашими спортивными втулками, будет заменить порвавшуюся спицу не только левого, но и правого ряда (со стороны звездочек).

В остальном операции по сборке колеса обычны.

Управление планетарным механизмом переключения скоростей втулки «333» осуществляется устанавливаемой на руле поворотной ручкой с механизмом фиксации любого из трех положений и стальным тросиком толщиной 1 мм. Расположить тросик можно так же, как и тросик для нашего параллелограммного переключателя. Сложнее установить на руле поворотную ручку переключателя. Внутренний диаметр ее гильзы равен 23 мм, и под этот диаметр следует опилить место установки ее на дюралюминиевом руле.