Рама велосипеда
Мы сделали большое дело: подобрали по росту самую прочную и легкую раму — раму гоночного велосипеда, согласившись, что при посадке на велосипед придется переносить ногу через седло. Но как примириться с тем, что рама не складная? Правда, нигде в мире не производят складных спортивных велосипедов, по это утешение слабое.
А жизнь подсказывает: чтобы «Спутник» оправдал свое название, нужна складная рама. Иначе не войти с ним в метро — требуется отвинтить переднее колесо. А потом как управляться — обе руки заняты!
Не проще и в электричке. Тут уж никому не известно, что отвинчивать от велосипеда и куда с ним деваться. Зато известно точно — отправляясь в дальнюю поездку и забрасываясь на место старта поездом, следует свинчивать оба колеса, привязывая их к раме, а потом все это завернуть, скажем, в одеяло. Примириться бы с этой методикой, да возникает одно осложнение: после снятия колес остаются щитки. Что с ними делать? И туристы убеждают себя, что можно ездить без щитков. Убеждают до тех пор, пока не попадут, например, в тоннель перевала Тюз-Лшу на Тянь-Шане после перегона овечьих отар. Потом они уже своим видом убеждают всех, что без щитков ездить нельзя... Да и без дальних дорог, даже без дождя, попробуйте проехать по городской улице после того, Как по ней прошла поливальная машина.
Со складным же велосипедом никаких проблем. Сложил пополам, поместил и чехол из плотной ткани (размеры чехла получаются не более чем 1x1 м), затянул тесьму на горловине, и все готово!
Поэтому будем делать раму складной. .Конструкций шарниров (отдадим им предпочтение перед разъемами) множество. Присмотримся к заводским шарнирам. Все они петлевого типа. Остановимся и мы на таких. Но заметим, что заводской шарнир стоит на открытой однотрубной раме, а у пас рама закрытая и шарниров будет два, на верхней и нижней трубах рамы. Значит, запор шарнира в виде стягивающего болта будет не очень удобен, долго крутить при складывании-раскладывании. Применим поворотный стягивающий рычаг с кнопочной фиксацией.
Устройство и работу шарниров легко понять из прилагаемых иллюстраций. На рис. 1 — 2 показан велосипед, оснащенный шарнирами для складывания, на рис. 3 — разомкнутые шарниры крупным планом.
Конечно, эти шарниры (рис. 4 — 0) и домашних условиях не изготовишь, их следует заказать в механической мастерской, оснащенной токарным и фрезерным станком. Материалы применены обычные — конструкционная сталь 40Х, алюминий. Резьбы на шарнирах стандартные, особых требований к обрабатываемым поверхностям не предъявляется. Укажем лишь на особенность в изготовлении поворотного рычага. Положение запорной шайбы на нем желательно сделать регулируемым. Это облегчит подгонку деталей шарнира после установки на раме и может потребоваться в дальнейшем, в процессе эксплуатации. Наиболее простое решение — применить здесь резьбу Мб с плотной посадкой на ней запорной шайбы. Поэтому резьбу в шайбе нужно нарезать не одним машинным метчиком, а метчиками старого типа. Причем не используя для нарезки метчик последнего номера.
Итак, шарниры нам сделают. Подготовим раму. Ее следует разметить и распилить. Для, этого соединим оси колес прямой линией, разделим ее пополам, из середины восстановим перпендикуляр (рис. 7). Однако не будем торопиться пилить но месту, которое он укажет. Ксли установить шарниры строго но середине палы нелосипеда. то в сложенном виде оси колес совпадут. А это не лучший вариант, так как упаковка из сложенного велосипеда будет не очень компактной.
Линию разреза рамы лучше сместить примерно на 50 мм и сторону руля. Именно в сторону руля, так как нижний шарнир .лучше отвести подальше от ведущей звездочки, чтобы она не мешала раме свободно складываться. Теперь можно смело пилить раму.
Рис. 1. Спортивный велосипед, осна« щенный шарнирами для складывания, в сборе.
Рис. 2. Спортивный велосипед, оснащенный шарнирами для складывания, в сложенном виде.
Шарниры припаиваются к раме латунью при помощи газовой горелки. В качестве флюса используется бура. Технология заводской пайки подобных узлов предусматривает предварительную установку их по месту на штифтах. Если вы изберете этот метод, то воспользуйтесь отверстиями под штифты, которые уже предусмотрены в патрубках шарниров. Можно обойтись и без этой операции. При креплении шараиров сначала прихватите их латунью, проверьте скла-дываемость, после чего пропаяйте места соединения капитально. Лишние наплывы латуни после остывания рамы снимите напильником. Помните, что зазор при пайке должен быть минимальным. И еще: заказывая шарниры, замерьте наружный диаметр верхней трубы вашей рамы — у некоторых моделей гоночных рам он равен 25 мм!
Рис. 3. Разомкнутые шарниры складной рамы (фото): а — верхний; б — нижний.
После зачистки мест пайки потребуется незначительная доводка рабочих поверхностей шарниров, в основном паза, по которому в замкнутом шарнире скользит запорная шайба. Это осуществляется плоским надфилем.
Рис. 4. Шарниры складной рамы в сборе, изображенные в изометрии: А — верхний; Б — нижний; 1 — осевой винт; 2 и 5 — составные части петли; 3 — поворотно-запирающий рычаг; 4 — фиксатор.
Не забудьте заодно припаять под инструментальной сумкой распорку для сохранения жесткости рамы в сложенном состоянии (см. рис. 1).
Рис. 5. Сборочный чертеж и деталировка верхнего шарнира: д — сборка [1-осевой винт; 2, 3 — части петли; 4 — рычаг; 5 — фиксатор); Б, В — составные части петли; Г — поворотно-запорный рычаг с гайкой; Д — фиксатор; Е — осевой винт.
Покраска шарниров нитро эмалью под цвет рамы, надо полагать, затруднений не вызовет.
Рис. 6. Сборочный чертеж и деталировка нижнего шарнира: А — сборка; Б, В — составные части петли (чертежи поворотно-запорного рычага, фиксатора и осевого винта на рис. 5).
Рис. 7. Разметка рамы под распил: 1 — верхний шарнир; 2 — нижний шарнир; 3 — распорка.
Несколько слон об ошибках, которые имели место при изготовлении и установке шарниров. Главное — установите шарниры так, чтобы велосипед складывался на правую, а не на левую сторону. В этом случае пачкающая день в сложенном велосипеде всегда останется внутри, а задний переключатель будет защищен от деформаций при переноске.
При изготовлении шаpниpoв следует тщательно разобраться в принципе их работы. Выл случаи, когда на деталях выфрезеровывался паз не 13 а 16.5 мм (для прохождения но нему дюралевой кнопки). Л, таким образом, фиксирующая кнопка уже ничего не фиксировала. Исправлять подобного рода ошибки исключительно сложно.
Учитывай то обстоятельство, что столь изящные шарниры, случается, вызывают у некоторых сомнение в их прочности, и мысли о том что не станет ли реальностью выражение: «Он повернул коня налево, а сам направо поскакал», следует рассказать такyю историю. В течение восьми лет на трудных дорогах (Сибирь, БАМ, Памир) использовался комплект шарниров, у которых запорная шайба была заменена подвижной, регулируемой, на резьбе М5 (!). И только на девятый год произошла, авария — отказал нижний шарнир. Причем велосипедист не обратил внимания на резкий щелчок, которым сопровождалась поломка. На песчано-гравийиой дороге камешки часто стучат по раме. Л через десяток километров вдруг обнаружилось, что нижний шар-пир вовсе разомкнут, фиксирующий узел утеряй! Л велосипед идет, хоть бы что! И дальше шел. пока не нашлась вязоч-ная проволока для бандажа. Последующие три года езды с этими шарнирами, с запорными шайбами на рекомендуемой резьбе МО показали вполне достаточную надежность их.