Рама

Деформации и поломки рамы являются всегда наиболее трудно поддающимися ремонту неисправностями. И не случайно в городе отыскивается прежде всего возможность заменить раму, хотя здесь в распоряжении имеются достаточно широкие возможности для ремонта: и разогреть место изгиба трубы есть чем, и выправить трубу в тисках можно, применив при этом соот-в- .ствующие оправки, в закрасить место повреждения несложно. В половых условиях таких возможностей нет.

Рис. 20. Правка труб вилок (в) и рамы (б).

В полевых условиях хорошие результаты правки труб и вилок дает способ, показанный на рис. 20. Веревка, вязальная проволока и подкладки, необходимые для этого, всегда найдутся под рукой. Может случиться так, что потребуется более серьезная тяга. Трубы рамы из качественной стали можно выправить только жилами стального буксировочного троса. Иногда удается выправить раму, зажав ее, например, в развилке дерева, причем даже не разбирая велосипеда.

При смятии или поломке труб велосипедной рамы помните, что никакие виды сварки в этом случае неприменимы. Особенно при тонкостенных лигнро-ванных трубах гоночных велосипедов. Возможна только пайка латунью. Это относится как к пайке труб рамы в узлах, так и к соединению обрезков трубы на буже.

Однако до места, где есть возможность пропаять трубу рамы, еще нужно доехать. Поэтому соединим трубу на деревянном буже, укрепим поверх несколько металлических полосок, обмотав их проволокой, концы полос загнем на бапдаж и обмотаем потуже место соединения изоляционной лентой.

У труб рамы, работающих на растяжение, таких, как нижняя труба, полезно концы стыка окольцевать парой хомутиков с болтами и надежно стянуть их вязальной проволокой. Точно таг; же нужно позаботиться о прочной фиксации труб в узлах соединений. Средства решения этой задами такие же да еще те, которые будут подсказаны конкретными условиями и характером поломки. Домашние заготовки скорее всего окажутся малопригодными. Озарение должно прорваться сквозь отчаяние. Примером такого озарения является трехколесный тандем, из двух велосипедов.

Так, поломки переднего колеса на неведомых дорогах не редкость. При групповой езде бывалые велосипедисты не тратят время на ремонт колеса, привязывают его за спину до лучших времен, и подпилив на миллиметр наконечники передней вилки, попрочнее замыкают ее на ось заднего колеса самого падежного в группе велосипеда. Езда в группе неспешная, так что можно ехать хоть весь день до подходящей ремонтной базы.

Кстати, учитывая большой интерес спортивной общественности к велосипедам для семейного туризма и отдыха, обратим внимание самодеятельных конструкторов на весьма экономную конструкцию тандема Н. Домрачева (рис. 22). Рама двухколесного тандема составлена из полутора дорожных велосипедов, спаянных латунью в местах стыковки. Особой оригинальностью отличается цепная передача, в которую, по нашему мнению, для надежности следовало бы ввести дополнительный натяжной ролик, а лучше — многоскоростную передачу. Поскольку эта реконструкция связана с утратой ножного тормоза, необходимо предусмотреть установку ручных тормозов на оба колеса. Заметим, что тандем любой конструкции без дублирования тормоза не может признаваться пригодным к эксплуатации.

Рис. 21. Трехколесный тандем Ю. Тарасова.

Подобную идею использовал Ю. Тарасов для разработки, естественно, с некоторыми усовершенствованиями, варианта семейного трехколесного велосипеда (рис. 21).

Рис. 22. Тандем И. Домрачева.