Выбор велосипеда по назначению
Нет такого велосипеда, который был бы одинаково пригоден и для гонок, и для поездок по городу, и для длительных путешествий по бездорожью.
Скажем, вы живете в довольно большом городе и намерены обзавестись велосипедом для поездок на работу, повседневных разъездов по бытовым нуждам, воскресных выездов ка природу.
Подойдет для этих целей обычный дорожный велосипед? Конечно, подойдет. Правда, для загородных прогулок лучше бы иметь машину полегче, спортивную. Но там дороги не ахтп какие, узкие шины будут вязнуть в грунте мягких проселочных дорог. Остановимся на дорожном. Да, но живете вы в многоэтажном доме, на высоком этаже, грузового лифта нет, управляться в обычном лифте с громоздкой и тяжелой дорожной машиной трудно. Так выберем складную дорожную машину с малогабаритными колесами и открытой рамой. Она хоть и не легче, но компактнее, да и дома за книжным шкафом в сложенном виде уместится. Складывающаяся рама — великое преимущество! В электричке на воскресную прогулку можно забраться подальше от города и через лес добраться до другой железнодорожной ветки. Да, но придется ехать по лесным тропинкам, а там кочки-коряги. Проходимость у малоразмерного колеса плохая. Известно ведь, что колесо преодолевает препятствия, не превышающие 1/3 его радиуса. И в песке оно вязнет сильно. В паспорте-то написано, что эти велосипеды для дорог с улучшенным покрытием. Что делать?
Посмотрим пристальнее на спортивный велосипед типа «Спутник», «Турист». Ом ненамного меньше обычного дорожного, но существенно легче, за шкафом не уместится, но в прихожей у вешалки с одеждой к стенки, прижмется. Красивая машина, стройная. Брали как-то вы у приятеля прокатиться — она л быстрая, как птица! А как же узкие колеса, которые будут вязнуть в песке, широкое-то колесо лучше идет по таким местам! Верно, по прикинем, на какой части пути дорожный велосипед имел бы преимущества перед спортивным? То-то! Кроме того, известно, что посадочный размер у дорожной шипы такой же, как у шины туристской. Так что при желании проходимость дорожного колеса можно сохранить, поставив на колеса «Туриста» дорожную шину 40-022.
Так что, у спортивной машины одни преимущества и нет никаких недостатков? Есть. По назовем их лучше особенностями. И основная особенность — сложная эксплуатация, обусловленная конструкцией такого велосипеда. Ведь многоскоростная передача, конечно же, сложнее од-носкоростной, поэтому требует серьезных знании для ухода за машиной и ее наладки. Да и при езде не сразу привыкнешь к двум переключателям скоростей, нужен навык, чтобы уметь ими пользоваться, регулировать, смазывать. А еще тормоза, трещотка свободного хода... Словом, у «Спутника» или «Туриста» механизм сложный, держи ухо востро! Однако, воздав должное славной, падежной односкоростноп задней втулке «Торпедо», которая многие десятилетня одна «вывозила» человечество, все же заявим прямо — иметь на велосипеде только одну передачу несовременно и нерационально.
Так какой же велосипед выберем? В стране сейчас выпускается около 90 моделей велосипедов, и все они неплохи. Поэтому при выборе остается учесть, что главное назначение велосипеда — велотуризм, ибо первое, что сделали с велосипедом, когда его изобрели, проехали на нем из Верхотурья в столицу и обратно. Л что это был за велосипед? Тяжелый, тряский, кованный из железа. Теперь же в самом дешевом велосипеде шарикоподшипники стоят! Вот бы первому велостронтсмю и велотурнсту России Ефиму Артамонову такой!
И еще добавим. В большом городе для езды на велосипеде в потоке автомобилей, кроме осторожности, нужна еще и высокая маневренность. А она выше у спортивных велосипедов.