Боковой прицеп (коляска) устройство бокового прицепа

Боковой прицеп состоит из рамы, колеса с подвеской и кузова. Рама прицепа трубчатая замкнутая сварная. Для нее используются трубы из стали 35 размером 50 Х 3 (см. рис. 6.П. Применение труб такого большого сечения придает плоской раме большую жесткость и обеспечивает мотоциклу хорошую устойчивость и управляемость.

Рама коляски крепится к раме мотоцикла в четырех точках: внизу двумя цанговыми зажимами, вверху— двумя стойками. Задний цанговый зажим крепится к раме коляски с помощью клеммного соединения (труба заднего цангового крепления устанавливается внутрь трубы рамы коляски и фиксируется стяжным болтом). За счет этого заднее цанговое крепление можно вдвигать в раму или выдвигать из рамы коляски, при этом будет изменяться угол установки колеса коляски относительно колес мотоцикла, что используется при регулировке схождения колес мотоцикла и коляски.

Заднее цанговое крепление может поворачиваться относительно рамы коляски. При этом будет изменятся высота рамы и кузова коляски относительно земли, но, что более существенно, одновременно будет меняться и межосевое расстояние между передним и задним цанговыми креплениями. Если межосевые расстояния у цанговых креплений коляски и шаровых опор на раме мотоцикла будут разными, то при креплении коляски к мотоциклу в раме мотоцикла и в раме коляски могут возникать большие внутренние напряжения. При этом передняя труба рамы коляски будет испытывать значительный изгиб в районе кронштейна крепления передней стойки. Кроме того, от самой стойки на раму коляски передаются значительные усилия, поэтому трещины на раме коляски обычно появляются как раз около кронштейна крепления передней стойки. Следовательно, при регулировке высоты коляски относительно земли необходимо обращать внимание на соосность узлов крепления мотоцикла и коляски.

Колесо прицепа установлено на оси маятникового рычага, который крепится к раме с помощью двух сайлент-блоков, аналогичных сайлент-блокам маятника заднего колеса. Амортизатор колеса коляски, (пружинно-гидравлической) и амортизатор задней подвески взаимозаменяемы. Колесо устанавливают на консольную ось (т. е. с односторонней опорой) в отличие от двухопорных осей переднего и заднего колес.

На раму устанавливают кузова различных типов: пассажирские (два варианта), грузовой, специального назначения. В настоящее время наибольшее распространение получил пассажирский кузов, сваренный из листовых гнутых заготовок. Такой кузов имеет умеренную стоимость и высокую ремонтопригодность. В деталях кузова нет заготовок, получаемых глубокой вытяжкой, а используются только гнутые заготовки, поэтому при значительных повреждениях кузова поврежденный участок не рихтуют, а удаляют и заменяют заплатой из стального листа с последующей шпаклевкой и покраской. Такая конструкция особенно удобна в условиях бездорожья.

Однако определенный круг людей использует мотоциклы в населенных пунктах, в оживленных местах отдыха, где внешний вид мотоцикла играет не последнюю роль. Для таких мотоциклистов разработан городской вариант мотоцикла ИМЗ-8.103.10 (рис. 8.1), который имеет более элегантный кузов коляски, новый щиток переднего колеса и ряд других изменений в отделке. Стоимость такого мотоцикла выше.

Для сельских жителей предназначен мотоцикл с грузовой коляской ИМЗ-8.503, выполненный на базе мотоцикла ИМЗ-8.103—10 (рис. 8.1 и 8.2). Вместительный кузов позволяет перевозить грузы общей массой до 150 кг. Важным достоинством такого мотоцикла является то, что грузовой и пассажирский кузова взаимозаменяемы. В разгар хозяйственных работ можно установить грузовой кузов, для прогулок, отдыха — пассажирский.

В модели ИМЗ-8.103 и во всех ее модификациях предусмотрен тормоз колеса коляски (рис. 8.3). Устроен тормоз следующим образом. К рычагу оси колеса коляски приварен фланец, к которому тремя шпильками крепится крышка тормоза с тормозными колодками. Колодки разжимаются кулачком (аналогичным кулачку заднего тормоза), который поворачивается рычагом и тягой привода заднего тормоза. Регулировка тормоза осуществляется барашком, как и на тормозе заднего колеса. Для привода тяги под рамой коляски расположен вал с двумя рычагами. Специальный палец педали заднего тормоза поворачивает один (левый) рычаг и вал. Второй рычаг при повороте перемещает тягу и обеспечивает торможение. Длины рычагов подобраны так, что эффективность тормоза коляски меньше, чем эффективность заднего тормоза (пропорционально нагрузке на колесо коляски и на заднее колесо).

Для того чтобы при колебаниях рычага оси колеса коляски не происходило затормаживания колеса, ось крепления тяги к рычагу привода на валу Должна совпадать с осью качания рычага оси. Для этого кронштейны крепления рычага оси необходимо удлинить. Таким образом, рама коляски и рычаг оси колеса у мотоциклов с тормозом колеса коляски и без него не взаимозаменяемы.

Не рекомендуется для оборудования мотоциклов ранних моделей самостоятельно изготавливать тормоз колеса коляски, поскольку в случае нарушения требуемой кинематики процесс торможения может стать неконтролируемым.