Экипажная часть
Экипажная часть служит для размещения узлов мотоцикла, людей, грузов. В экипажную часть входят рама мотоцикла, рама коляски, передняя вилка, подвеска заднего колеса (задняя подвеска), подвеска колеса коляски, тормоза (рис. 6.1).
Рама мотоцикла
В мотоциклах Ирбитского мотоциклетного завода используется трубчатая двойная закрытая рама. Она представляет собой замкнутую пространственную силовую конструкцию, которая полностью воспринимает все внешние нагрузки. При этом двигатель и коробка передач этих нагрузок не воспринимают. Существуют открытые рамы, в которых части двигателя или коробки передач входят в силовую конструкцию рамы.
Передняя и нижняя части рамы выполнены из двух труб (в отличие от одинарных рам, у которых передняя и нижняя части выполнены из одной трубы). В результате этого конструкция рамы получается не плоской, а пространственной, что значительно повышает ее жесткость. Для мотоцикла с коляской жесткость рамы имеет большое значение, так как коляска создает боковые нагрузки, которые могут покоробить раму, в результате чего нарушится взаимное расположение колес и ухудшится устойчивость и управляемость мотоцикла.
Рама выполнена из труб, причем для увеличения Прочности при сохранении небольшой массы рамы передние наиболее нагруженные трубы имеют специальный профиль.
Материалом для труб служит сталь 35, которая , хорошо сваривается, обладает достаточно высокой прочностью и в то же время не требует специальной термообработки. К раме приварены детали для крепления коляски, двигателя, подвесок и т. д. После сварки сварочные швы зачищают и окрашивают эмалями марки МЛ-12 для горячей сушки.