Несколько рекомендаций о движении в сложных дорожных условиях

В дождь значительно уменьшается сцепление колес с дорогой. При большом количестве воды на дороге (например, ручей или лужа) и при значительной скорости движения колесо начинает скользить по водяной пленке. Наступает так называемое аквапланирование, при котором теряется управляемость, что особенно опасно при поворотах и маневрах. На мокрой дороге необходимо снижать скорость на поворотах, избегать обгонов. При наличии больших луж желательно ехать за другим транспортным средством (лучше за грузовиком), соблюдая увеличенную дистанцию. При этом легко определить глубину лужи, наличие ям в ней. Если же нет возможности таким образом определить характер дороги, то следует остановить мотоцикл и проверить глубину препятствия.

Если при движении по мокрому бетону (без луж) сцепление колес вполне удовлетворительное, то при движении по мокрым булыжным и грунтовым дорогам сцепление значительно уменьшается, даже при незначительном выпадении осадков. Хорошо укатанные дороги в этом отношении гораздо опаснее дорог с мягким грунтом. На мягких грунтовых дорогах в сырую погоду протектор шины продавливает грунт и обеспечивает достаточное сцепление. На укатанной же грунтовой дороге сверху создается очень скользкая грязевая пленка, а твердое основание дороги не позволяет протектору шин обеспечить хорошее сцепление, поэтому на такой дороге мотоцикл ведет себя почти как на льду. Ввиду того, что колеса на таких «дорогах постоянно срываются на скольжение, надо направлять мотоцикл так, чтобы колеса не попадали на возвышенности, а находились в низинах дороги. При движении по дорогам с колеями мотоцикл надо пускать по колее, а не по межколейным выступам. В противном случае при толчках на кочках переднее колесо может съехать в одну колею, а заднее — в другую, и поставить мотоцикл в нормальное положение потом будет трудно.

При движении по раскисшим грунтовым дорогам лучше двигаться по лужам. Жидкая грязь меньше забивает щитки колес, а вода из луж дополнительно промывает колеса, препятствуя налипанию грязи. Однако при этом не надо забывать, что в лужах могут быть скрытые ямы. Заболоченные участки пути надо преодолевать с ходу. Предварительно перед таким участком надо остановить мотоцикл, пройти пешком и выбрать наиболее удобный путь. Если есть пассажир в коляске, его желательно высадить. Пассажира сзади можно оставить. Застрявший мотоцикл удобнее вытащить назад и поискать объезд или повторить попытку с ходу. Здесь надо учесть, что при движении вперед можно рассчитывать на силы двигателя, а вот при движении назад — только на свои силы, исключение составляет мотоцикл модели ИМЗ-8.103. Не надо часто пользоваться сцеплением, так как сцепление может перегреться и диски покоробятся. Выбравшись из заболоченного участка надо остановиться и дать двигателю охладиться. В это время нужно почистить цилиндры и головки. Очистку цилиндров и картера желательно произвести и при выезде с проселка на асфальт, чтобы улучшить охлаждение деталей ЦПГ и масла.