Тормоза

На всех моделях мотоциклов Ирбитского мотоциклетного завода, кроме последней ИМЗ-8.103, предусмотрены два тормоза: на переднем и на заднем колесе. На модели ИМЗ-8.103 имеется и тормоз колеса коляски, приводимый в действие одновременно с тормозом заднего колеса. Тормоза на всех колесах барабанные.

На заднем колесе и на колесе коляски применяется однокулачковый тормоз (рис. 6.5). Тормозной барабан на схеме не показан.

Работает тормоз следующим образом. Под воздействием силы Р рычаг 8 поворачивается и перемещает тягу, которая, в свою очередь поворачивает кулачок с рычагом. Кулачок разводит колодки, прижимая их к тормозному барабану. Силы трения между барабаном и колодками стремятся дополнительно повернуть колодки (помимо кулачка) относительно неподвижного упора. При вращении колеса по направлению, показанному стрелкой, левая колодка будет дополнительно прижиматься к тормозному барабану (так называемая «активная» колодка), а правая будет стремиться отойти от барабана, противодействуя кулачку («пассивная» колодка). При вращении в другую сторону левая и

правая колодки поменяются ролями. Таким образом, однокулачковый тормоз одинаково хорошо работает и при движении вперед, и при движении назад, однако в любом случае одна из колодок работает неэффективно.

При торможении колодки изнашиваются, и зазор между ними и тормозным барабаном может увеличиться настолько, что при рабочем ходе рычага кулачок будет поворачиваться недостаточно для прижатия колодок к барабану. В этом случае, вращая гайку-барашек, кулачок поворачивают на некоторый угол, и уменьшают зазор между колодками и барабаном. Однако, если зазор между колодками и барабаном будет значительным, то при его устранении угол поворота может стать близким к 90°, и при дальнейшем вращении кулачка колодки уже не будут прижиматься к барабану. При значительном износе накладок гайку-барашек откручивают, а зазор между колодками и барабаном устраняют, выворачивая регулировочные болты колодок. Роль крышки заднего тормоза выполняет картер задней передачи.

Поскольку точка крепления тяги к рычагу тормозной педали не лежит на оси качания маятника заднего колеса, то в случае непосредственного крепления тяги к рычагу тормозной педали во время колебаний маятника заднего колеса тяга будет поворачивать кулачок и затормаживать заднее колесо. Во
избежание этого в приводе заднего тормоза применен специальный многозвенник, который при любом колебании маятника задней подвески оставляет тягу неподвижной и в то же время при нажатии на педаль тормоза обеспечивает перемещение тяги и торможение.

При торможении мотоцикла возникают силы инерции, направленные вперед и дополнительно нагружающие переднее колесо и разгружающие заднее, поэтому сцепление переднего колеса увеличивается, а заднего — уменьшается. Вследствие этого задний однокулачковый тормоз обеспечивает торможение колеса до «юза» даже с одной пассивной колодкой, передний же однокулачковый тормоз не обеспечивает эффективного торможения. Для повышения эффективности переднего тормоза применяется двухкулачковый тормоз (рис. 6.6), который при движении вперед делает активными обе колодки. Правда, при движении назад обе колодки становятся пассивными, но при этом нагрузка на переднее колесо будет небольшой и даже пассивные колодки затормаживают колесо до «юза».