Динамомашина (генератор)

Во время работы двигателя мотоцикла динамомашина заряжает аккумуляторную батарею и питает потребителе тока. На мотоцикле установлена 6-вольтовая шунтовая динамомашина постоянного тока с третьей регулировочной щёткой. Динамомашина состоит из следующих основных частей: якоря 2 (рис. 43), корпуса 11, двух полюсных башмаков 14 с обмотками возбуждения 15, корпуса щёток 5, кольца 9 со щёткодержателем регулировочной щётки, крышки 5 с шариковым подшипником 13, щёток 4 и кожуха 7. Якорь состоит из сердечника, обмотки, коллектора 10 и вала. Сердечник цилиндрической формы набран из тонких изолированных пластин трансформаторной стали, напрессованных на вал. В теле сердечника имеется двенадцать пазов для обмоток якоря. Наружная часть пазов закрыта деревянными клиньями, предохраняющими обмотки от выска-

кивания при вращении якоря. Концы каждой секции припаяны к коллекторным пластинам.

Коллектор состоит из медных изолированных от «массы» и одна от другой пластин, расположенных на валу якоря. К коллектору плотно прижаты пружинами три щётки: положительная, отрицательная и регулировочная (третья).

Корпус динамомашины представляет собой стакан из мягкой стали, в днище которого запрессован шариковый подшипник 13 вала якоря, а к стенкам прикреплены два полюсных башмака с обмотками возбуждения. В стенке

[image]

Рис. 43. Динамомашина:

1 —стяжные болты; 2— якорь динамомашины; 3—корпус щеток; 4 —щетки; 6 — крышка корпуса щеток; 6 и 8— крышки-обоймы; 7 — кожух; 9 — кольцо со щеткодержателем регулировочной щетки; 10 — коллектор; 11—корпус динамомашины; 12 — фланец сапуна; 13 — шариковые подшипники; 14 — полюсные башмаки; 15—обмотки возбуждения

корпуса просверлено вентиляционное отверстие, совпадающее с каналом в площадке картера, на которой лежит динамомашина. На открытой части корпуса динамомашины имеется буртик и шпилька для установки корпуса щёток.

Корпус щёток привертывается к корпусу динамомашины двумя стяжными болтами 1. К корпусу щёток прикреплены два щёткодержателя со щётками. Щёткодержатель положительной щётки изолирован от «массы» картонкой прокладкой. Закрывается корпус щёток стальной крышкой 5 с запрессованным в неё шариковым подшипником 13 вала якоря. Подшипник закрыт с обеих сторон двумя крышками-обойками 6, 8. Между наружной обоймой 6 и крышкой 5 помещается кольцо 9 с изолированно прикреплённым держателем регулировочной щётки. Кольцо вместе с держа-

телем и щёткой может поворачиваться на 40°. Удерживается кольцо на крышке тремя винтами.

На одном из полюсных башмаков намотана основная обмотка возбуждения, а на другом — дополнительная. Обе обмотки возбуждения работают самостоятельно. От каждой из них выведено по два конца. Концы основной обмотки присоединены: один к регулировочной щётке, другой к положительной. Последняя соединена с клеммой, расположенной на корпусе щёток. К этой клемме, параллельно положительной щётке, подключён конденсатор. Один конец дополнительной обмотки присоединён к минусовой щётке, а другой — к клемме на корпусе щёток.

Щётки и коллектор защищены от попадания пыли и влаги стальным кожухом. На правый (по ходу мотоцикла) шлицованный конец вала якоря динамомашины напрессована шестерня привода с фланцем сапуна 12. Эта шестерня зацеплена через . промежуточную шестерню с шестерней выпускного кулачка переднего цилиндра.

Правый шариковый подшипник закрыт с внутренней стороны войлочным сальником, а со стороны распределительной коробки специальной чашкой. Благодаря такому устройству масло из распределительной коробки не проникает к обмоткам динамомашины. Динамомашина крепится к картеру двигателя хомутом, а к распределительной коробке винтами.