Работа сапуна
Одновременное движение поршней к нижней мёртвой точке создаёт в картере двигателя повышенное давление. Для того чтобы в этот момент не происходило выбивания масла через прокладки и сальники, полость картера через сапун сообщается с атмосферой.
Но когда поршни движутся к верхней мёртвой точке и в картере создаётся разрежение, сообщение картера с атмосферой прерывается, для того чтобы в картер не засасывались пыль и влага.
При каждом приходе поршней в нижнее положение одно из отверстий полого валика 35 (рис. 19) откачивающего
Рис. 19. Работа сапуна:
34-вырез в корпусе откачивающего насоса; 35 — полый валик откачивающего насоса; 40- крышка канала сапуна; 41 — клапан, 42 — уплотнение сапуна; 52- канал сапуна; 53- фланец сапуна
насоса совпадает с окном 34 в корпусе этого насоса, и газы вместе с каплями масла из картера проходят в распределительную коробку.
Далее газы выходят в атмосферу через отверстия фланца сапуна 53, смонтированного на валу генератора, и канал сапуна 52. Вращающийся фланец сапуна 53 уменьшает утечку масла с выходящими газами.
Масло, частично выброшенное вместе с газами, накопляется в промежутке между выступом крышки канала сапуна 40 и его стенками. В момент приближения поршней к верхней мертвой точке окно в корпусе откачивающего насоса закрывается полым валиком, и сообщение между картером и атмосферой прекращается. При этом, под действием разрежения в картере клапан 41, перекрывающий масляный канал, открывается, и масло из канала сапуна поступает в картер двигателя.
Крышку канала сапуна следует периодически снимать и очищать от накопившейся грязи.