Эффективность соревновательной деятельности

Д. А. Полищук (1997) предлагает оценивать эффективность соревновательной деятельности велогонщиков по комплексу количественных и качественных характеристик, в том числе и по эффективности старта (положение гонщика в группе после старта), работоспособности при преодолении подъемов, применяемым способам их преодоления, эффективности преодоления спусков и поворотов. Эти характеристики предположительно значимы и в структуре соревновательной деятельности в кросс-кантри.

Опыт участия в крупнейших международных соревнованиях и опрос ведущих специалистов позволяют сформулировать ряд положений о специфической значимости отдельных компонентов соревновательной деятельности в кросс-кантри.

В частности, для гонщика, выступающего в соревнованиях по кросс-кантри, чрезвычайно ценным качеством является умение стартовать От эффективности старта во многом зависит, в каких условиях ему предстоит бороться с соперниками на оставшемся отрезке дистанции. На этапах Кубка мира, чемпионатах мира и Европы одновременно стартуют до 150 спортсменов. Эта лавина гонщиков устремляется из стартового городка в узкий коридор трассы, который обычно начинается через 150-300 м после линии старта. На стартовом отрезке разворачивается острая борьба за то, чтобы выбраться в лидирующую группу с самого начала гонки, до первых сложнотехнических участков трассы. Успешные действия на старте и уход в отрыв с небольшой группой от основной массы участников позволяют гонщику контролировать ход гонки и обезопасить себя от падений, завалов, травм и поломок велосипеда, которыми грозит езда в составе большой группы.

Предстартовое построение в боксах гонщиц перед вызовом на старт

Построение на старте согласно рейтингу гонщиц (Кубокмира. Шотландия, 1 июня 2003 г.)

Старт гонки

Технико-тактическая борьба на первых метрах дистанции

При преодолении скоростного стартового круга происходит острая борьба за позицию в лидирующей группе