Значимость различных физических и психических качеств гонщика

Анализ и обобщение результатов исследований по теории и методике велосипедного спорта, собственного опыта тренерской работы, результатов наблюдений на крупнейших международных соревнованиях позволяет выделить структурные компоненты соревновательной деятельности в кросс-кантри и сформулировать ряд предположений о значимости различных физических и психических качеств гонщика для уровня их развития и проявления. В частности, эффективность старта связана со скоростными и скоростно-силовыми способностями и ловкостью; быстрое прохождение спусков, виражей и естественных препятствий требует ловкости и смелости; преодоление подъемов в большей степени зависит от силовой выносливости; дистанционная скорость определяется аэробными возможностями организма спортсмена.

Обучение и тренировка в кросс-кантри должны быть сосредоточены на совершенствовании наиболее значимых компонентов соревновательной деятельности через развитие качеств, влияющих на их эффективность. Эти задачи должны решаться в единстве с задачей совершенствования техники, поскольку высокий уровень технической подготовленности гонщика - один из обязательных условий максимального проявления физических и психических качеств в компонентах соревновательной деятельности.

Начинающие гонщики могут достигнуть одного и того же соревновательного результата при самых разнообразных сочетаниях степени выраженности структурных компонентов. Для одного спортсмена наиболее значимым может быть уверенное прохождение сложных крутых спусков, для другого - успешные действия на подъемах, для третьего - быстрый стартовый разгон.

Тем не менее анализ соревновательной деятельности гонщиц высокого класса, участвующих в Кубках мира, чемпионатах Европы и мира, показывает, что гонщицы, занимавшие места в первой десятке сильнейших на гонках, имеют высокий уровень развития структурных компонентов соревновательной деятельности, т. е. они в одинаковой степени справлялись с преодолением подъемов, сложнотехнических спусков, сильно принимали старт, но при этом гонщицы из этой десятки не все успешно преодолевали равнинную часть трассы кросс-кантри, и это в основном те, кто явно выделялся при преодолении подъемов. Во второй десятке сильнейших гонщиц наблюдается та же самая картина, однако у некоторых преобладают сильно развитые физические качества. В третьей десятке наблюдается тенденция к проявлению сильнейших сторон физической подготовленности; в четвертой - лимитирующие спортивный результат физические качества.

Таким образом, достижение высоких соревновательных результатов в кросс-кантри предполагает высокий уровень развития составляющих содержание соревновательной деятельности структурных компонентов, таких как: старт с места и стартовый разгон, подъем в гору, спуск, езда по равнине, по узкой колее, по «бугристой» трассе, преодоление естественных препятствий прыжками на велосипеде. Измерение и оценка структурных компонентов позволяют определить сильные и слабые стороны подготовленности конкретных спортсменов и направлять учебно-тренировочный процесс с учетом этой информации.