Тактическая подготовка гонщиц в кросс-кантри

Вершина одна, а подняться к ней можно разными путями. В.И. Бельцов, мастер спорта по велоспорту, директор школы

На чемпионатах Европы, мира и Кубках мира, Олимпийских играх обычно выступают несколько десятков гонщиц с одинаковой физической, технической и психологической подготовленностью. И тогда решающее слово за тактическим мастерством гонщиц. Практика показывает: чем выше уровень достижения в кросс-кантри, тем выше требования к тактической подготовленности гонщиц. При равных силах в спортивной борьбе побеждает та гонщица, которая лучше оценивает ситуацию состязаний, быстрее выбирает наиболее правильное решение и точно осуществляет его, творчески реализует заранее подготовленный тактический план. Однако это не умаляет значения других разделов спортивной подготовки - физической, технической и психологической. Определенный уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, техническая и психологическая подготовленность, предопределяет решение круга тактических задач, которые возникают в ходе гонок.

Соревновательная тактика в кросс-кантри предполагает умение гонщицы своевременно и рационально использовать свою физическую и техническую подготовленность с одновременным проявлением необходимых волевых усилий для достижения победы в спортивной борьбе.

Порядок построения на старт на чемпионатах Европы, мира, Кубках мира определяется в зависимости от рейтинговых очков гон-щиц, которые набираются в течение спортивного сезона в различных категориях гонок. Гонщицы, имеющие большое количество рейтинговых очков, строятся на старте в первом ряду. Гонщицы, которые имеют самое малое количество очков, строятся в конце группы.

Дистанция кросс-кантри состоит из малого стартового круга «loop», на прохождение которого уходит от 2 до 4 мин и большого круга «lap». Большой круг гонщицы преодолевают в течение гонки 4 -6 раз в зависимости от длины круга, который варьируется от 6 до 9 км. Главное правило тактики в кросс-кантри - быть впереди с самого начала гонок. В основном острая, иногда решающая исход всей гонки, тактическая борьба разворачивается во время прохождения стартового круга и части большого круга до начала сложнотехнических участков. При преодолении этих частей дистанции гонщицы едут на пределе своих физических и психических возможностей, для того чтобы выбраться в лидирующую группу, занять оптимальную позицию для дальнейшей борьбы.

В основном в лидирующей группе оказываются гонщицы, которые обладают не только высоким функциональным потенциалом, но и совершенной технической подготовленностью. Находясь в лидирующей группе, они имеют возможность проходить сложнотехнические участки трассы с большой скоростью и в более безопасных условиях.

Соревновательная практика показывает, что наибольшее количество падений гонщиц происходит при стартовом разгоне. Гонщицы, оказавшиеся в последних рядах, подвергаются большей опасности упасть не только из-за неосторожной езды едущих впереди, которые ведут активную силовую борьбу в условиях скученности, но и из-за значительно меньшего обзора видимости, вследствие чего они не всегда могут сразу увидеть неровности трассы (ямы, рытвины и т. д.). Анализ соревновательной деятельности показывает, что даже гонщица очень высокого класса, неудачно стартовавшая по тем или иным причинам и в результате оказавшаяся до начала первых сложнотехниче-ских участков где-то в середине основной массы гонщиц, будет вынуждена в течение всей гонки выбираться вперед. Ей придется каждый раз сбиваться с темпа при обгоне слабоподготовленных гонщиц, при прохождении подъемов, спусков, виражей, где могут упасть или притормозить технически менее подготовленные гонщицы. Пока она выберется, наконец, из основной массы гонщиц, лидеры будут уже далеко, и догнать их будет невозможно.

В результате гонщица не сможет в полной мере реализовать свои возможности.

Выйти вперед не просто, так как к этому стремятся многие гон-щицы. Хорошая физическая, техническая подготовленность и определенная смелость, ловкость помогают выполнить эту задачу еще на малом стартовом круге. Например: 2000 г., Чемпионат мира в Испании (Сан-Себастьян). Этот чемпионат был одним из важнейших этапов отбора для участия в Олимпийских играх. За единственную путевку на Олимпийские игры боролись две сильнейшие гонщицы России - Алла Епифанова и Ирина Калентьева. Но по мировому рейтингу у Калентье-вой было мало рейтинговых очков по сравнению с Епифановой, которая выступала в то время за американскую клубную команду и имела возможность участвовать во многих международных соревнованиях. Поэтому на стартовом построении Епифанова была в первом ряду, а стартовое место Калентьевой было в последних рядах гонщиц. Тактические задачи для Калентьевой в этой гонке были следующие: 1) сразу же после старта выбраться в лидирующую группу гонщиц и до начала сложнотехнических участков трассы «сесть на колесо» Епифановой; 2) четыре круга ехать за Епифановой. При этом постоянно на каждом круге перед началом затяжных подъемов выходить вперед и атаковать Епифанову, тем самым физически и психологически изматывать ее (Епифанова уступала в силовой подготовке Калентьевой); 3) не отпускать Епифанову на равнинных скоростных участках трассы и на скоростных спусках (Епифанова на этих участках трассы превосходила Ка-лентьеву); 4) на финишном круге в середине последнего затяжного подъема неожиданно атаковать Епифанову и уехать от нее.

Калентьева прекрасно справилась с самой трудной первой задачей гонки, так как обладала высокой мобильностью и интуицией, позволившей ей успешно избежать во время обгона большого количества гонщиц, жестких, подчас даже трагических последствий силовой борьбы в условиях скученности и тесноты, особенно в узких местах на крутых поворотах и на ровных участниках стартового круга.

В результате выполнения Калентьевой второй тактической задачи Епифанова уже была не так свежа, как в начале гонки, и поэтому выполнение третьей и четвертой задач не составило особого труда для Кален-тьевой. В итоге она проехала гонку на 2 мин 48 с лучше Епифановой.