Преодоление подъемов

Следующим компонентом соревновательной деятельности, влияние которого на спортивный результат в кросс-кантри бесспорно, является преодоление подъемов, поскольку гонка проходит по сильно пересеченной горной местности, способами «танцовщица», стоя над седлом и «сидя в седле».

Угол подъема в 9-10о преодолевается при условии сухого накатанного грунта способом «танцовщица»

Такие же подъемы могут преодолеваться сидя в седле при достаточно высоком уровне развития силовых качеств и при условии,

что гонщик имеет небольшой вес

Подъемы часто решают судьбу гонки. Вот почему каждый гонщик должен знать, как быстрее подняться в гору. Перед гонкой необходимо ознакомиться с рельефом местности, по которой проходит трасса, крутизной и длиной подъемов. Это поможет правильно выбрать скорость и передачу для их преодоления, правильно рассчитать свои силы. Преодоление подъема требует применения специальных технических приемов. Способ педалирования меняется в зависимости от его длины и крутизны. Крутые короткие подъемы преодолеваются с ходу. Чтобы облегчить преодоление подъема, используют способ «стоя на педалях» с переносом центра тяжести тела.

Наиболее рациональный и скоростной способ преодоления

подъема под углом от 2 до 9о

Пологие затяжные подъемы (300-500 м) преодолеваются иначе - гонщик плотно сидит в седле, плечевой пояс и мышцы туловища расслаблены, что создает хорошие условия для эффективной работы мышц ног. Нижнюю часть подъема гонщик проходит на той же передаче, что и до начала подъема. Как только скорость начинает падать, гонщик ставит меньшую передачу и почти весь подъем проходит, используя круговое педалирование. Перед вершиной подъема целесообразно встать на педали, используя перенос центра тяжести тела, пройти вершину и еще 50-80 м после нее поддерживать высокую скорость. После этого можно расслабиться, а затем перейти к дистанционному педалированию. Если подъем длинный (что часто встречается на горных трассах), то езду в седле следует чередовать с педалированием с переносом центра тяжести. Основная задача гонщика при этом - перенести массу тела на выпрямленную в колене ногу. Умение использовать массу тела при давлении на педаль, не затрачивая много сил, - одно из важнейших условий при езде способом «танцовщица». Гонщик наклоняет велосипед, туловище при этом наклоняется незначительно. Привстав над седлом и напрягая мышцы рук и спины, гонщик попеременно переносит массу тела с одной ноги на другую. При преодолении подъемов большое значение имеет выбор оптимальной величины передаточного соотношения. Этот выбор осуществляется индивидуально. Гонщики, имеющие хорошую силовую подготовленность, могут использовать более высокие передачи, чем те, которые уступают в силовой подготовленности и желают компенсировать это за счет темпа педалирования. На подъеме устанавливают оптимальные передачи, ориентируясь на характер подъема, погодные условия и свое физическое состояние. Если установить слишком большое передаточное соотношение, то может не хватить сил для преодоления подъема; в результате будет потеряно время, которое потом трудно наверстать. Поэтому переключаться на меньшую передачу следует заблаговременно, а не в тот момент, когда уже невозможно ехать на большой передаче (в таких случаях нередко происходит поломка переключателей скорости, разрывы цепей).

Дистанция гонок обычно проходит по трассам, отличающимся самыми различными характеристиками грунта: камни, песок, щебенка, глина грязь, пашня, заболоченность. Поэтому гонщики должны обладать навыками скоростного прохождения и таких участков дистанции.

Преодоление затяжного, каменистого подъема под углом не менее 10-12 осуществляется бегом с буксировкой велосипеда, а не транспортировкой его, с тем чтобы ноги гонщика не испытывали чрезмерной нагрузки. В момент соприкосновения ноги гонщика с грунтом возникает усилие от 180 до 200 кг, которое возрастает, если гонщик преодолевает крутой подъем с велосипедом на плечах. Преодоление подъема с велосипедом на плечах наиболее рационально в условиях грязи, так как при буксировке на колеса налипает сырой грунт, что препятствует их вращению.

Преодоление крутого подъема бегом

На дистанциях гонок встречаются и пологие подъемы, которые тем не менее технически сложно преодолеть педалированием из-за пробуксовки колес в сырую погоду, рыхлого грунта и т. д. Встречаются также и крутые длительные подъемы, которые невозможно преодолеть на велосипеде. Все эти подъемы преодолеваются буксировкой (если грунт не налипает на колеса) или транспортировкой велосипеда.

Это также предъявляет специфические требования к спортивной подготовленности гонщика. Подъемы, которые при достаточной силовой подготовленности преодолеваются на велосипеде, недостаточно подготовленный гонщик преодолевает бегом, буксируя или транспортируя велосипед

Способы преодоления подъема в зависимости от степени специальной силовой подготовленности гонщика