Этапы многолетней подготовки гонщиков в кросс-кантри
Многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, который необходимо осуществлять на основе следующих методических положений: 1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей и подростков; 2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; 3) непрерывное совершенствование спортивной техники; 4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных гонщиков; 5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания; 6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т. е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Все эти особенности надо учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
С увеличением общего годового объема часов соотношение времени на различные виды подготовки изменяется. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную, физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на ОФП.
Многочисленные исследования научных основ построения спортивной тренировки во многих видах спорта показали, что между этапами многолетней подготовки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей спортсменов, структуры и содержания тренировочного процесса (В. Н. Платонов, 1984; Л. П. Матвеев, Ф. З. Меерсон, 1984).