Этап начальной подготовки

Первые два года работы на этапе начальной подготовки в возрасте от 10 до 11 лет направлены на обучение технике езды, и ведется она в основном игровым методом; отводится большой объем разносторонней физической подготовке. В этом возрасте в тренировках по ОФП большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости.

Выносливость - одно из важнейших физических качеств детей, развитие которого способствует повышению не только общей физической подготовленности и физической работоспособности детей, но и функциональных резервов растущего организма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Тренировочный процесс следует разнообразить увлекательными играми и упражнениями, так как заинтересованность побуждает к активным действиям, энергичным движениям, что содействует нормальному физическому развитию.

В этом возрастном периоде дети наиболее склонны к езде на велосипеде, не боятся стартов, легко усваивают тактические, технические навыки, любят различные игры с использованием велосипеда: «Восьмерка», «Змейка», «Качающийся мост», «Дотронься колесом», «Удержись в седле», «Тише едешь», «Ловкий наездник», «Прыжки на велосипеде» и т. д.

Поскольку основная задача этого этапа - качественное обучение и совершенствование технической подготовки, большое внимание уделяется посадке юных гонщиков и технике рационального педалирования.

Для этого юные гонщики должны иметь велосипеды, соответствующие их возрасту. Проводятся групповые игры на велосипедах, развивающие ловкость и способность владения велосипедом. Принимают участие в соревнованиях по ВМХ, где также совершенствуется техническая, тактическая и психологическая подготовка юных гонщиков. На этом этапе необходимо придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки. В обучении детей со слабой нервной системой использовать преимущественно средства ОФП, а в тренировках с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент на освоении ими разнообразных технических приемов. Ребенок в спорте играет в будущую жизнь, поэтому игровая направленность спортивных тренировок детей - основа будущих высших достижений. При этом надо помнить, что спорт, тем более детский, не может быть без риска, без сильного эмоционального возбуждения, поэтому всегда имеется возможность возникновения не только физического, но и психического перенапряжения, переутомления, снижения адаптационных резервов и как следствие - получение травм или возникновение пред-патологических состояний. Как отмечают психологи, психика ребенка в эти периоды легко ранима отрицательными эмоциями. Настрой детей на романистику спорта, на положительные эмоции обеспечивает повышение спортивной работоспособности.