История появления маунтинбайка

История появления маунтинбайка очень причудлива.

Существует несколько версий появления маунтинбайка - горного велосипеда и зарождения и развития нового вида спортивной специализации в маунтинбайке - «кросс-кантри». Наиболее интересна и курьезна легенда, согласно которой первый горный велосипед изобрел руководитель музыкального ансамбля из Калифорнии (США) Брант Ричардс, который никакого отношения к велосипедному спорту не имел. У этой музыкальной группы было хобби: отправляться пешком в горы после изнурительных концертов. Там, в горах, на берегу озера, они разводили костер, готовили еду, обсуждали новые концертные проекты. Это было их любимым видом отдыха.

Однажды лидер группы во время возвращения с гор повредил ногу, которая долго не заживала и причиняла боль при ходьбе. Лечащий врач посоветовал ему купить велосипед и, катаясь на нем, разрабатывать больную ногу. Он говорил ему, что при езде на велосипеде нагрузка на ноги намного меньше и боль менее чувствительна. Музыкант купил велосипед и убедился, что может крутить педали, не испытывая боли в ноге. И когда после очередного концерта его группа собралась идти в горы, Брант решил отправиться с ними на велосипеде. Друзья отговаривали его от авантюрной затеи, но он был непоколебим. Действительно, в начале путешествия на велосипеде все шло хорошо и Брант даже уехал далеко вперед от своих пеших друзей, но когда начались первые подъемы, он не смог крутить педали, несмотря на то что на его туристическом велосипеде имелись четыре скоростные передачи. Для этого нужны были более легкие передачи. И он был вынужден преодолевать подъемы пешком. Кроме того, его замучила дикая тряска при езде по каменистой горной тропе, к тому же потом он проколол заднее колесо об острые камни. Друзья, догнав его, вынуждены были тащить велосипед, рюкзак и самого Бранта, так как нога от ходьбы по горным тропам снова разболелась. Все измучились и перенервничали, а так как они не прошли еще и половины пути к горному озеру, то приняли решение вернуться домой. Отдых не получился, все были огорчены и в душе ругали своего упрямого шефа.

Но Брант всегда отличался способностью находить решения из, казалось бы, безвыходных ситуаций и, кроме того, был веселым оптимистом. Именно этот случай привел его к мысли сделать такой велосипед, на котором можно было бы ездить по камням, не испытывая тряски, и преодолевать подъемы различной крутизны, не слезая с него. Разве смог бы угрюмый, скучный человек, лишенный воображения, придумать подобное чудо на колесах? Так как он не был силен в механике, то с этими идеями обратился к знакомому механику, у которого всегда ремонтировал свою автомашину. Это был технически одаренный человек, кроме того, он знал толк в велосипедах, так как в молодости, еще живя в Европе, занимался велокроссом. Оба загорелись идеей создать этот уникальный велосипед - вседорожник. Для этого сначала они отправились на городскую свалку, где, насобирав различные детали от старых мопедов, легких мотоциклов, начали конструировать новый тип велосипеда для езды по горным тропам. По истечении нескольких дней охватившего их азарта технического творчества они создали что-то внешне похожее, с одной стороны, на легкий гоночный мотоцикл, а с другой, из-за отсутствия двигателя, - на велосипед. Переднее колесо велосипеда и передняя вилка с амортизатором были от мопеда, заднее - от легкого мотоцикла, часть рамы с задним амортизатором - от мотоцикла. К тому же велосипед имел три разные передние ведущие звездочки, а на заднем колесе было смонтировано семь звездочек, в итоге этот велосипед имел 21 скоростную передачу. Также друзья придумали оригинальную систему переключения скоростных передач, установленную прямо на руле, что позволяло переключаться, не отрывая рук от руля. Это было важным решением для безопасности езды. Велосипед оказался тяжелым и громоздким, но к удивлению самих создателей, благодаря системе скоростных передач, амортизаторам, широким шинам колес, был удобным при езде по камням из-за отсутствия тряски, а самое главное, на нем можно было ехать в гору и затем лихо спускаться с нее, резко тормозя перед препятствиями, так как на заднем колесе у него имелись дисковые тормоза от мотоцикла.

Когда пришло время отдыха в горах, музыканты, видя, что их шеф еще прихрамывает, посоветовали ему остаться дома. Но утром, когда все собрались, чтобы отправиться в горы, увидели своего шефа, сидящего верхом на каком-то странном мотоцикле-велосипеде. Брант попытался рассказать о великолепных качествах этого велосипеда и езде на нем по горным тропам, но его никто не хотел слушать, все отговаривали его от поездки, мотивируя тем, что им опять придется тащить самого шефа и его громоздкий горный велосипед.

Но Брант отличался настойчивостью характера и, сказав, что лучше умрёт, чем снова будет им обузой, отправился в путь. Добрался до места их отдыха без особых проблем, затратив на это намного меньше времени, испытал огромную радость и удовольствие от езды на своем велосипеде и оттого, что он уже сидит у костра, а его друзья еще в пути. Готовя еду на костре, он думал о том, как назвать свой велосипед, и пришел к выводу, что лучшего названия, которое дали его друзья, не придумать: маунтинбайк - маунтин (гора) + байк (велосипед); в итоге получилось: горный велосипед. Когда музыканты, наконец, добрались до места отдыха и увидели своего руководителя живым и невредимым, сидящим у костра, их радости не было предела. Ведь они думали, что догонят его на горных подъемах, где он не сможет один тащить свой тяжелый велосипед, но, преодолев несколько затяжных подъемов и не обнаружив его, пришли к выводу, что он сорвался с велосипедом в пропасть и разбился. И продолжая тягостный путь, заглядывали вниз, в пропасть, куда, по их предположению, он мог сорваться. Поэтому так велика была их радость увидеть его живым. Отдохнув, все решили покататься на чудо-велосипеде. Езда понравилась, и им захотелось иметь такой же велосипед. Снова у механика в мастерской оказалось много работы, и через некоторое время у всех были горные велосипеды. В очередной раз на отдых группа отправилась на них. Благополучно добравшись до места стоянки, поев и отдохнув, они начали испытывать свои велосипеды, устроили небольшие состязания съезжая с небольшой горы, а затем начали соревноваться, кто покажет лучшее время при спуске. Так, первое, стихийно проведенное соревнование впоследствии будет одним из основных направлений соревновательной деятельности в маунтинбайке, и эту специализацию назовут «даунхил» (даун - вниз, хил - гора). В следующий раз уже соревновались, кто быстрее проедет вокруг озера. Это спонтанно возникшее соревнование затем превратится в самую главную специализацию, которой дадут название «кросс-кантри», т. е. гонки по кольцевой сложнопересеченной трассе. Эти маленькие соревнования во время их вылазок в горы постепенно превратились в хобби. Кто-то лучше всех спускался с горы, а кто-то быстрее всех ездил вокруг озера. Победители менялись каждый раз, но уже определились явные лидеры как в скоростном спуске, так и в кольцевой гонке.