Техника прохождения дистанции

Большую часть дистанции кросс-кантри составляют сложно технические участки, поэтому быстрое и ловкое прохождение спусков и острых виражей представляет собой один из наиболее важных компонентов соревновательной деятельности в этом виде спорта. Если слабо подготовленные гонщики проходят спуски и виражи, снижая скорость движения, то более опытные спортсмены проезжают эти участки на высоких скоростях.

Скорость на спусках может быть очень высокой, поэтому техника преодоления спуска должна быть безупречной, так как невнимательность (особенно в горах или в лесу) в выборе пути движения может привести к столкновению гонщика с деревом, скалой, наездом на камни, корни деревьев, что приведет к паданию с тяжелыми последствиями. Необходимо все время смотреть вперед, с тем чтобы заблаговременно увидеть любую возникшую опасность на трассе гонки. При этом посадка гонщика на велосипеде должна быть устойчивой, а площадь лобового сопротивления минимальной.

Изменение величины сил сопротивления встречного воздушного потока при низкой и высокой посадке велосипедиста

На высокой скорости нельзя резко тормозить. Используя спуск для отдыха (длинный, пологий технически не сложный спуск), время от времени рекомендуется выпрямлять то одну, то другую ногу - мышцы ног в таком положении отдыхают лучше. Если спуск затяжной, то шатуны велосипеда полезно вращать там, где это возможно, особенно в холодную погоду, так как воздух охлаждает суставы, при этом мышцы теряют эластичность, что снижает работоспособность. Наибольшую сложность на спусках представляет преодоление виражей. Гонщики должны в совершенстве владеть техникой прохождения этих сложных участков трассы. Если они выполняют поворот или проходят вираж неправильно (слишком сильно или несвоевременно тормозят), то при этом теряют устойчивость. Превышение скорости на виражах, неправильное расположение шатунов приводит к падению. Трудность задачи состоит в том, что вираж нужно постараться пройти как можно быстрее с учетом величины центробежной силы, возникающей при изменении направления движения. Центробежная сила продолжает тянуть гонщика к внешнему краю трассы на вираже. Этой силе гонщик должен противопоставить хорошую технику. Центробежная сила тем больше, чем меньше радиус виража, выше скорость езды, больше масса гонщика с велосипедом. Центробежной силе, стремящейся выбросить гонщика из виража, можно противостоять, наклоняясь вместе с велосипедом к его центру в момент прохождения выбранной траектории. Траекторию виража выбирают так, чтобы для радиуса закругления использовалась вся ширина трассы и радиус был бы максимально возможным. Например, при левом вираже заранее занимают правую внешнюю сторону трассы. Проходя вираж, следует проехать как можно ближе к внутренней стороне, а заканчивая маневр, снова использовать внешнюю сторону трассы. При правильном наклоне велосипеда и точно выбранной скорости гонщик сможет удержаться на вираже - его не вынесет далеко за линию расчетной траектории и падения не будет. Если из-за дождя или песка вираж скользкий, то возникает опасность падения; чтобы этого не произошло, перед виражом необходимо снизить скорость.

Преодоление крутого спуска с виражами