Воспитание волевых качеств

Систематические занятия, связанные с проявлением волевых усилий, направленных на преодоление трудностей тренировочной и соревновательной деятельности, закаляют гонщицу.

Внимание тренера должно быть направлено не только на правильность техники выполнения сложнотехнических приемов (преодоление опасных спусков, скоростных виражей, прыжки на велосипеде через различные препятствия), но и на проявление гонщицей волевых усилий. Указания, советы, разъяснения тренера должны побуждать гонщицу к интенсивным напряжениям воли.

Для успешного воспитания волевых качеств гонщицы необходимо соблюдать следующие условия:

1) упражнения, а вместе с тем и трудности, связанные с их выполнением, должны нарастать постепенно;

2) упражнения должны быть доступными, однако усилия, которые гонщица обязана затратить, должны быть достаточно интенсивными. Например, преодоление виража с большим радиусом не требует напряжения воли, не воспитывает у гонщицы смелость и решительность. Поэтому необходимо найти другой участок трассы и начать разучивать прохождение виража с большой крутизной;

3) необходимо включать в тренировки определенные упражнения, при выполнении которых требуются специальные волевые усилия, такие как:

- упражнения на достижение предельного результата. Езда с предельной скоростью на возможно длительных участках трассы, с использованием больших передач, неоднократным преодолением подъемов различной крутизны и т. д. воспитывает упорство и настойчивость, вырабатывает способность сохранять максимальную интенсивность волевых усилий на требуемый период времени;

- упражнения взрывного характера. Стартовые рывки и ускорения способствуют воспитанию решительности, психической готовности к проявлению кратковременных максимальных напряжений воли;

- упражнения на преодоление утомления. В отдельные тренировочные занятия включается прохождение дистанций, которые больше соревновательных, а также предельные по длительности. Отдельные тренировочные занятия посвящаются прохождению отрезков дистанции с предельной интенсивностью и минимальными периодами отдыха. Кроме того, практикуется прохождение максимально возможных отрезков в высоком темпе. Применяются усложненные упражнения: езда по дистанции кросс-кантри при неблагоприятных климатических условиях (в дождь, жару и т. д.). Сталкиваясь в тренировочных занятиях с условиями, превышающими по сложности и трудности условия соревновательной борьбы, спортсмены формируют у себя такие волевые качества, как настойчивость и упорство, выдержка, самообладание;

- упражнения на преодоление отрицательных эмоциональных состояний. К ним относятся упражнения, связанные с риском: прыжки на велосипеде через различные препятствия на высокой скорости, езда в условиях притирки колес, скоростная езда в тесной группе гонщиков в условиях контактной борьбы (толкаясь коленями, плечом, локтями), скоростные опасные спуски в условиях колеи и во время дождя, езда по скользкой горной трассе, езда по скользким корням деревьев, лидирование за машиной с большой скоростью на шоссе, соревнование с более сильными противниками и т. д. Данные упражнения требуют преодоления нерешительности, боязни, робости, воспитывают смелость и самообладание;

- упражнения на преодоление неожиданных трудностей и препятствий. К ним относятся: езда по неизученной сложнотехниче-ской трассе; выполнение тактических действий в ответ на неожиданные действия соперника; элементы неожиданности в тренировках по общей физической подготовке.

Одним из важнейших условий, необходимых для успешного развития положительных волевых качеств, является укрепление уверенности гонщицы в своих силах. Если нет уверенности в том, что гонщица сможет преодолеть трудности и добиться успеха, то она не сможет проявлять необходимые волевые усилия в спортивной борьбе.

Твердая вера гонщицы в свои силы основывается на проверке своих возможностей во время тренировок и соревнований. Она базируется на точном знании положительных качеств и сильных сторон или преимуществ своей физической, технической и тактической подготовки. Вместе с тем гонщица должна хорошо знать и учитывать свои недостатки.

Для того чтобы гонщица приобрела обоснованную уверенность, следует чаще разбирать и анализировать детали упражнений, выполненных как на тренировках, так и в гонках, а также полученные при этом результаты. В ряде случаев у гонщицы возникают мысли о том, что достигнутый результат является предельным для нее, и большего она достичь не сможет.

Иногда она необоснованно преувеличивает силы соперников, которые неоднократно выигрывали у нее. В таких случаях необходимо как можно быстрее преодолеть подобный психологический барьер, так как возникшая в результате этого неуверенность существенно тормозит дальнейшее спортивное совершенствование гонщицы. Строго соблюдая индивидуальный подход, опираясь на научные данные и примеры из практики спорта, тренер должен убедить гонщицу в том, что ее возможности далеко не исчерпаны.

Для укрепления уверенности гонщицы в своих силах не следует заканчивать тренировочные занятия упражнениями с элементами техники езды по сложнопересеченной трассе (крутые спуски, скоростные виражи, прыжки через препятствия на велосипеде и т. д.), которые вследствие наступившего утомления могут закончиться неудачно.

В воспитании волевых качеств большое значение имеет стимулирование гонщицы на преодоление трудностей как во время тренировок, так и во время гонок.