Перспективы маунтинбайка
В то время, когда становлению маутинбайка способствовали люди, далекие от велосипедного спорта, тренеры по велосипедному спорту относились к нему скептически, но после олимпийских игр в Атланте они резко изменили свое отношение к маунтинбайку, увидев перспективы этого вида спорта. Они увлеклись им настолько, что их не остановило даже отсутствие горных велосипедов, а некоторые из них, как это было в Америке в самом начале развития маунтинбайка, начали кустарно изготовлять велосипедные рамы и запасные части. Например, в Чувашии тренер В. Чудиновских варил велосипедные рамы из титана, которые были очень популярны у гонщиков из-за их легкости, прочности, надежности и дешевизны. Эти рамы были названы «чудо-титан». На основе этих рам В. Чудиновский совместно с тренерами А. Филипповым, Н. Никитиным, В. Яковлевым, В. Трофимовым, С. Викторовым, В. Романовым собирали велосипеды для своих учеников. На этих велосипедах их ученики завоевали 7 медалей в различных возрастных категориях на Чемпионате России 2002 г. Еще раньше подобные велосипедные рамы из титана для МТВ выпускались в Нижнем Новгороде и Ижевске, но они были дорогими.
Примечательно, что в той же Чувашии одними из первых сели на горные велосипеды не тренеры по велоспорту, а каратист, президент Чувашской Республики Н. В. Федоров и легкоатлет, министр по физической культуре и спорту В. М. Краснов, которые на себе испытали удобство езды на горных велосипедах. В то время горные велосипеды были большой редкостью, и их имели только несколько гонщиц.
А было это так. В 1995 г. в Чебоксарах встречали инвалидов -участников мирового пробега на инвалидных колясках и горных велосипедах. Этот пробег стартовал в Америке. На колясках ехали безногие, а на горных велосипедах одноногие и однорукие участники этого удивительного пробега. Было невероятно, что они преодолели весь путь до Чебоксар своим ходом, ехали с достаточно большой скоростью, и никто из участников пробега не пользовался услугами автомашин-техничек, которые сопровождали их в кругосветном путешествии.
Их встречали на площади Республики с хлебом-солью, выступлением артистов. Руководитель американской делегации, видя огромное количество людей, пришедших на площадь приветствовать участников мирового пробега, сказал, что их всегда и с большим интересом встречали в разных городах Европы и России, но такого теплого приема не было нигде, и впервые их встречает и говорит с ними сам президент Республики. Тронутый словами инвалидов, Николай Васильевич, недавно переставший хромать после перелома ноги и испытавший на себе все неудобства травмы, ответил, что он будет и первым президентом, который проводит их на велосипеде.
На следующий день, потренировавшись утром, президент Республики и министр спорта проводили на горных велосипедах до границы Чувашии кавалькаду мужественных мужчин и женщин-инвалидов, бросивших вызов своей тяжелой судьбе.
Эти события помогли не только закрепиться маунтинбайку в Чувашии, но и начать готовить спортсменов высокого класса, которые защищают честь России на крупнейших международных соревнованиях. Вот как корреспондентка журнала «Велосипед» Екатерина Соболева описывала одно из удачных выступлений чувашской гонщицы Ирины Калентьевой на Кубке мира в г. Капрун (Австрия): «С изумлением и радостью узнаем, что второй после чемпионки мира Марги Фуяны (Испания) идет российская спортсменка Ирина Калентьева. Спешим на финиш, чтобы запечатлеть это, возможно, историческое, событие и взять интервью». Этот успех на Кубке мира 2001 г. стал возможен благодаря москвичам Константину Кузьмину и Игорю Архипову, которые, являясь владельцами магазина «Веломир», предоставили спортивную форму и дорогостоящий велосипед фирмы «Мерида» Ирине для участия в Кубке мира.
Константин Кузьмин и Игорь Архипов продолжают оказывать неоценимую помощь в развитии маунтинбайка в России. Понимая финансовые трудности гонщиков, они реализуют велосипеды и запчасти к ним с большими скидками, а для членов сборной команды России, которые защищают честь страны на европейских и мировых чемпионатах, предоставляют высококачественные велосипеды бесплатно и материально поддерживают сильнейших гонщиков страны.